воскресенье, 14 октября 2018 г.

Феррон де Ла Ферроне (Pierre-Louis-Auguste Ferron de La Ferronnays) Пьер-Луи-Огюст (1777-1842)

Феррон де Ла Ферроне (Pierre-Louis-Auguste Ferron de La Ferronnays) Пьер-Луи-Огюст (1777-1842) – граф де Ла Ферроне (Comte de La Ferronnays), сеньор де Сен-Марс Ла Жайе (Seigneur de Saint-Mars La Jaille), генерал-лейтенант (16 ноября 1828 года), французский государственный деятель и дипломат. Родился 4 декабря 1777 года в Сен-Мало (Saint-Malo, Ille-et-Vilaine) в семье полевого маршала (marechal-de-camp) графа Эжена де Ла Ферроне (Eugene de La Ferronnays) и его супруги Мари-Аделаиды де Фурнье де Бельвю (Marie-Adеlaide de Fournier de Bellevue), в 1790 году присоединился к Армии Конде (Armee de Conde) и принимал участие в кампании 1792 года против республиканцев, затем эмигрировал в Англию, где исполнял обязанности адьютанта (aide-de-camp) и офицера для поручений (Officier d,ordonnance) герцога Беррийского (Charles-Ferdinand d,Artois, Duc de Berry) (1778-1820), вместе с которым в 1814 году возвратился в Шербур (Cherbourg). В том же году награждён чином полевого маршала, в 1815 году – пэр Франции, в 1817 году – французский посланник в Дании (Danemark), с 1819 года занимал пост чрезвычайного и полномочного посланника в Санкт-Петербурге, состоял в близких и доверительных отношениях с Великим князем Николаем Павловичем (1796-1855) («Я часто бывал у него и проводил с ним многие часы в совершенно откровенных разговорах»). Был свидетелем событий 14 (26) декабря 1825 года на Сенатской площади и в «Отчете о беспорядках, имевших место в Санкт-Петербурге 26 декабря 1825 года», адресованном министру иностранных дел (Ministre des Affaires etrangeres) барону Дама (Ange-Hyacinthe-Maxence de Damas de Cormaillon) (1785-1862), указывал на сугубо «аристократический характер заговора», нацеленный на замену самодержавного строя аристократической олигархией: «Русские заговорщики в подавляющем большинстве принадлежали к привилегированному классу. Тенденция к ограничению привилегий аристократии, характерная для последнего царствования, судя по всему, была главным побудительным мотивом для подготовки мятежа. Революция, которую они намеревались возглавить, замысливалась ими в интересах привилегированных классов, и именно это обстоятельство отличало русских заговорщиков от аналогичных демагогов из других стран Европы. Недостаточная зрелость их планов, трусливое малодушие, проявленное заговорщиками, поспешившими немедленно раскаяться ради спасения своих жизней, наглядно показывает, что эта революция не была серьезной, и в этом ее отличие от революций, происходивших в других странах». 1 января 1826 года от имени короля Карла X-го (1756-1838) вручил графу Карлу Васильевичу Нессельроде (Karl Robert von Nesselrode) (1780-1862) ноту, в которой выражалась полная поддержка действий российского правительства по подавлению мятежа и ликвидации его последствий; в тот же день имел личную беседу с императором Николаем I-м, о подробностях которой сообщил в Париж депешей от 5 января 1826 года: «Едва я закрыл за собой двери императорского кабинета, как Его Величество, взяв меня за плечи, с глазами полными слез, произнес: «Как я счастлив быть с вами и иметь возможность свободно излить душу другу, который сумеет понять меня! Представьте себе, какие эмоции и чувства обуревают меня на протяжении последнего месяца. Вы видите, мой друг, при каких обстоятельствах я вступаю на трон – молодой, неопытный, никогда не желавший и не мечтавший о верховной власти, – и вы должны понять, что происходит в моей душе. Скажу вам со всей откровенностью и искренностью: хотя теперь наши позиции по отношению друг к другу и приобрели иную форму, то уважение и та дружба, которые я к вам питаю, никогда не изменятся. Я ничего пока не знаю о характере отношений, которые политика может установить между императором России и послом короля Франции, но даю вам слово чести, что Николай навсегда останется для графа де Ла Ферроне тем же, кем он был для него до сих пор, и я очень надеюсь, что и вы останетесь тем же по отношению ко мне. Вы только что стали свидетелем происшедших событий, когда я был вынужден еще до истечения первого дня моего царствования пролить кровь. Никто, быть может, за исключением вас и моей жены, не в состоянии понять ту нестерпимую боль, которую я испытал и которую обречен испытывать всю мою жизнь от воспоминаний об этом ужасном дне. Мои счастливые дни миновали, мой дорогой Ла Ферроне. Я всегда знал, сколь тягостен груз короны, и Бог свидетель, что я отказывался от нее до тех пор, пока невиданные обстоятельства не вынудили меня принять ее. Однако несчастные, которые подготовили этот гнусный заговор, поставили меня перед необходимостью действовать таким образом, как если бы я намеревался отобрать ее у того, кому она принадлежала». В конце 1827 года отозван во Францию, 4 января 1828 года сменил барона Дама на посту министра иностранных дел, но уже 24 апреля 1829 года вследствие болезни передал портфель герцогу де Монморанси-Лавалю (Anne-Adrien-Pierre de Montmorency-Laval) (1768-1837), 16 ноября 1828 года – генерал-лейтенант, в феврале 1830 года назначен французским посланником в Риме (Rome), после Июльской революции отказался присягнуть Луи-Филиппу I-му (Louis-Philippe I) (1773-1850) и вышел в отставку. Умер 17 января 1842 года в Риме в возрасте 64 лет. Шевалье Почётного Легиона (6 ноября 1814 года), Офицер Почётного Легиона (3 мая 1815 года), Коммандор Почётного Легиона (14 июня 1820 года), Высший Офицер Почётного Легиона (19 февраля 1823 года), кавалер российского ордена Святого Александра Невского (1823 год), автор работ «Lettre adressеe а la Chambre des Pairs par M. le comte de La Ferronnays, le 25 dеcembre 1815, au sujet de la pеtition adressеe а la Chambre des pairs par le baron de Fеriet et dans laquelle M. de La Ferronnays se trouve nominativement dеsignе» (1815 год), «Opinion sur le projet de loi relatif а l,organisation des collеges еlectoraux» (1816 год), «Opinion sur le projet de loi relatif aux journaux» (1817 год), а также воспоминаний, опубликованных в 1910 году под названием «En еmigration, souvenirs tirеs des papiers du Cte A. de La Ferronnays (1777-1813)». С 1802 года был женат на Альбертине дю Бушет (Albertine du Bouchet) ( -1848), от которой имел шестерых детей: Шарль-Мари-Огюст (Charles-Marie-Auguste Ferron de La Ferronnays) (1805-1863), Полина (Pauline Ferron de La Ferronnays) (1808-1891), Альбер (Albert Ferron de La Ferronnays) (1812-1836), Эжени (Eugenie Ferron de La Ferronnays) (1813-1842), Адольф-Фернан-Мари (Adolphe-Fernand-Marie Ferron de La Ferronnays) (1814-1866) и Альбертина (Albertine Ferron de La Ferronnays). 
Marie-Charlotte-Albertine de La Ferronnays, nеe du Bouchet de Sourches de Montsoreau

1 комментарий: