Филатов Никандр Иванович (1790-1863) – капитан 2-го ранга (1829 год), кругосветный мореплаватель. Родился в 1790 году в семье секунд-майора Казанского кирасирского полка Ивана Фаддеевича Филатова (1761- ), происходил из дворян Пронского уезда Рязанской губернии, образование получил в Морском кадетском корпусе, откуда в 1804 году в возрасте 14 лет выпущен на службу в Балтийский флот гардемарином, в 1807-1809 году в чине мичмана 16-пушечного шлюпа «Диана» участвовал в плавании лейтенанта Василия Михайловича Головнина (1776-1831) из Кронштадта вокруг мыса Доброй Надежды и Тасмании в Петропавловск-Камчатский. В 1809 году отправился на шлюпе «Диана» для изучения и описания Курильских и Шантарских островов от пролива Надежды до восточного берега острова Итуруп, после того как 11 июня 1811 года у острова Кунашира Головнин вместе с мичманом Мура, штурманом Андреем Ильичом Хлебниковым и четырьмя матросами был захвачен в плен японцами, продолжил плавание под командой капитан-лейтенанта Петра Ивановича Рикорда (1776-1855). После возвращения в Кронштадт в 1812 году произведён в лейтенанты с назначением командиром брига «Святой Зотик», на борту которого вновь отправился к Курильским островам, 28 августа 1812 года был обстрелян японскими береговыми батареями в заливе Измены и 7 сентября 1812 года с целью добиться освобождения капитана Головнина захватил японского судовладельца Такадая Кахэя (1769-1827), вместе с которым удалился на зимовку в Петропавловск (из «Записок» Петра Ивановича Рикорда: «Усмотрели мы идущее с моря на нас большое японское судно, на встречу которому послал я гребные наши суда с вооруженными людьми, под командою лейтенанта Филатова, со строгим однако ж предписанием не употреблять оружия, а одной только остраскою стараться остановить судно, и привести на шлюп начальника его. Через несколько часов усмотрели мы, что наши шлюпки пристали к японскому судну без всякого видимого сопротивления и стали буксировать оное к месту, где мы стали на якорь. Лейтенант Филатов, прибывши на шлюп донес, что приближаясь со шлюпками к японскому судну, увидел он на нем множество людей, казавшихся вооруженными; и как судно на даваемые знаки не опускало парусов, то он принужденным нашелся, выпалить из нескольких ружей на воздух. Когда японцы опустили тотчас паруса, некоторые из них бросились в воду и пустились вплавь к берегу; случившиеся вблизи наших шлюпок были перехвачены, прочие же выплыли на берег или потонули; на судне всех японцев было 60 человек»). 11 сентября 1812 года бриг «Святой Зотик», пришвартованный у Большерецкой пристани Петропавловска, был во время сильнейшего шторма сорван с якорей и разбит о скалы, после чего лейтенант Филатов возвратился к службе на шлюпе «Диана», на борту которого 27 октября 1813 года принял на острове Кушанир освобождённых российских пленников во главе с капитаном Головниным. В 1813-1814 годах крейсировал у побережья Японии на борту брига «Борис и Глеб», в 1816 году отозван в Россию и через Охотск возвратился в Санкт-Петербург в распоряжение капитана Головина, вместе с которым в 1817-1819 годах совершил новое кругосветное плавание в качестве второго помощника шлюпа «Камчатка». В начале 1821 года возглавил в Кронштадте 16-пушечный бриг «Аякс», снаряжённый совместно с 28-пушечным шлюпом «Аполлон» капитана 1-го ранга Иринарха Степановича Тулубьева (1770-1822) для доставки на Камчатку и в Новоархангельск разных грузов для жителей Русской Америки и перевозки в Охотский порт оборудования для постройки судов, 28 сентября 1821 года корабли отплыли из Кронштадта, 1 октября вошли в Балтийское море, 12 октября прибыли в пролив Зунд (Оresund) и остановились в Гельсиноре (Elsinore, Zeland), где пополнили запасы провизии и воды. В Северном море корабли выдержали восьмидневный шторм, во время которого суда потеряли друг друга из вида, 12 ноября 1821 года «Аякс» подошел к Кале (Calais), но из-за сильного встречного ветра не смог войти в пролив Ла-Манш (La Manche) и был отнесён сильнейшим юго-восточным ветром к берегам Голландии, где 25 ноября 1821 года сел на мель. Из «Летописи крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853» (1855 год): «1821 год. Бриг «Аякс». Командир лейтенант Никандр Иванович Филатов. Немецкое море. Посланный из здешнего моря к восточным берегам с грузом для тамошних портов, 12 ноября находился пред входом в Английский канал. Непрестанные юго-западные штормы в продолжение следующих двенадцати дней относили его всё далее и далее. Наконец открылись берега Голландии. В 7 часов вечера двадцать пятого бриг стал на банку в 3 милях на NW 23° от острова Ширмониког. Удары были сильные, и открылась течь. В 9 часов на делаемые беспрестанно выстрелы показались от берега до двенадцати ботов, из которых четыре подошли довольно близко. С брига спустили шестёрку; но течением её унесло под нос и залило бурунами, а людей успели спасти; потом спустили баркас, который также был унесён, и бывшие на нём трое матросов погибли. Из гребных судов оставались только полуразбитая гичка. Между тем в 11 часов боты скрылись. Тогда на бриге для облегчения ударов срубили фок-мачту, делали плот и беспрерывно отливали воду. Подошедшие в 7 часов утра два бота успели перенять унтер-офицера и 6 матросов; но как у первого бота сломилась бизань-мачта, задевшая за гик брига, а второй не решался подходить ближе, то оба они удалились. В 9 часов утра, опасаясь, чтобы при отливе не повалило набок, на бриге срубили грот-мачту; вскоре за тем вышибло руль. Течь всё усиливалась. Около полудня подошёл бот, на котором находились все перенятые с брига, и на него успели передать кабельтов. Опасаясь близкого разрушения брига, просили рыбаков, бывших на боте, пригласить другие боты для снятия тяжестей и чтобы оставались на всю ночь при бриге. Они отвечали на это, что долго оставаться не могут, а за спасение команды требовали немедленной уплаты. В доказательство, что было чем заплатить, передали запечатанный анкерок с деньгами, приказав его хранить находившимся на боте унтер-офицеру с матросами; но рыбаки отняли у них анкерок. Тогда же стала переправляться на подходившие другие боты вся команда; а в 2 часа пополудни перешли офицеры и командир, взявшие с собою последний анкерок с деньгами, с которым было поступлено так же, как и с первым. «С горестным чувством - говорит командир в заключение своего донесения - мы были принуждены оставить свой бриг». Между тем, вступившие на бриг рыбаки грабили его, ломая всё встречавшееся, «поступая с ним, как с неприятельским судном, взятым на абордаж», писал консул Брюнет графу Нессельроду. Бриг потом был снят, отведён в Гарлинхен, исправлен там и в следующем году возвратился в Кронштадт. Похищенные рыбаками деньги старанием голландского правительства были возвращены почти все и многие вещи отысканы». В 1824 году – капитан-лейтенант, в 1829 году вышел в отставку с производством в капитаны 2-го ранга, проживал в своём имении в деревне Мураевинские выселки Раненбургского уезда Рязанской губернии, где владел 80 душами крепостных. В 1845 году поселился в Саратове, где и умер в 1863 году в возрасте 73 лет, похоронен на кладбище Саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Награждён орденом Святого Георгия 4-го класса (12 декабря 1825 года) («За 18 морских кампаний»).
Шлюп «Диана», работа Евгения
Валериановича Войшвилло (1907-1993)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий