пятница, 20 мая 2022 г.

Мёнье де ла Плас (Jean-Baptiste-Marie-Charles Meusnier de la Place) Жан-Батист-Мари-Шарль (1754-1793)

Мёнье де ла Плас (Jean-Baptiste-Marie-Charles Meusnier de la Place) Жан-Батист-Мари-Шарль (1754-1793) – дивизионный генерал (5 мая 1793 года), инженер и геометр. Родился 19 июня 1754 года в Туре (Tours, Indre-et-Loire) в семье адвоката, начальное образование получил в Колледже иезуитов (Collеge des Jеsuites), а с 1771 года обучался в Школе военных инженеров Мезьера (Ecole Royale du genie de Mezieres), 1 января 1774 годавторой лейтенант (Lieutenant en second), 25 декабря 1775 года защитил диплом инженера (diplome d,ingenieur) и 1 января 1776 года в возрасте 21 года выпущен на действительную службу королевским инженером (Ingenieur ordinaire du Roi), занимался фортификациями Форта Шарлемон (Fort de Charlemont) и Живе (Givet, Ardennes), в феврале 1776 года сформулировал теорию о кривизне поверхности (Theorie nouvelle de la courbure des surfaces), одобренную 6 марта 1776 года академическими комиссарами Кондорсе (Marie-Jean-Antoine-Nicolas de Caritat de Condorcet) (1743-1794) и Боссю (Charles Bossut) (1730-1814), вследствие чего 12 июня 1776 года избран корреспондентом Академии наук (Academie des sciences). 20 января 1777 года – первый лейтенант (Lieutenant en premier) роты минёров и сапёров (Compagnie de mineurs et de sapeurs) Королевского инженерного корпуса (Corps Royal du genie), с 1778 году вместе с лейтенантом Каффарелли дю Фальга (Louis-Marie-Joseph-Maximilien de Caffarelli du Falga) (1756-1799) работал над фортификационными сооружениями порта Шербура (Port de Cherbourg) и острова Пеле (Ile Pelee). Будучи заинтересованным поклонником исследований братьев Жозефа-Мишеля (Joseph-Michel Mongolfier) (1740-1810) и Жака-Этьена (Jacques-Etienne Montgolfier) (1745-1799) Монгольфье, осуществивших 4 июня 1783 года в Аннонэ (Annonay, Ardеche) первый успешный пробный полёт так называемого «Монгольфьера» (Mongolfiere), Мёнье в декабре 1783 года представил Французской Академии (Academie francaise) проект «О применении аэростата для военных целей» (Sur l,utilisation d,un ballon а des fins militaires), снабжённый «Атласом, содержащим чертежи и таблицы, относящиеся к полному проекту аэростатической машины» (Atlas contenant des dessins et des tableaux relatifs au projet complet de la machine aerostatique), за что 28 января 1784 года был избран членом Академии наук, а 7 февраля 1784 года совместно с Жаном-ШарлемБорда (Jean-Charles de Borda) (1733-1799) вошёл в состав Комитета по воздушным шарам (Commission des ballons). В ноябре 1784 года представил Академии проект дирижабля (dirigeable) в форме эллипса длиной 84 метра и ёмкостью 1 700 кубических метров с корзиной в виде гондолы, крепящейся к аппарату системой канатов и тремя воздушными винтами, приводимыми в движение экипажем в 30 человек; благодаря аэродинамическим особенностям корпуса, дирижабль должен был развивать скорость 1 лье в час, гондола имела способность плыть по воде в случае аварийной посадки, а пропеллеры использовались для движения дирижабля независимо от ветра; для размещения дирижабля планировалось строительство специального здания, сравнимого по размерам с собором Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) - в 1852 году изобретатель Анри Жиффар (Baptiste-Jules-Henri-Jacques Giffard) (1825-1882), вдохновлённый идеями Мёнье, построил первый в мире пассажирский дирижабль. 27 мая 1787 года – капитан Инженерного корпуса, 1 июля 1788 года произведён в майоры с назначением в Штабной корпус (Corps de l,Etat-major de l,Armee), 11 июля 1789 года – подполковник, приветствовал Великую революции и вместе со своими друзьями Клодом-ЛуиБертолле (Claude-Louis Berthollet) (1748-1822) и Гаспаром Монжем (Gaspard Monge) (1746-1818) вступил в «Общество 1789 года» (Societe patriotique de 1789), а затем в «Якобинский Клуб» (Club des Jacobins), в 1791 году вместе с Монжем занимался определением точки, используемой в качестве ориентира для измерения дуги меридиана Земли, в том же году командирован Военным министерством (Ministere de la Guerre) для организации береговой обороны Франции, а после возвращения в столицу представил проект машины для гравировки ассигнатов (assignats), предназначенной для предотвращения подделок. 5 февраля 1792 года – полковник, командир 14-го пехотного полка (14e Regiment d,infanterie), 8 февраля 1792 года назначен аджюдан-генералом (adjudant-general) Южной Армии (Armee du Midi) и совместно с подполковником Куломбом (Charles-Augustin Coulomb) (1736-1806), химиком Лавуазье (Antoine-Laurent de Lavoisier) (1743-1794), математиком Лагранжем (Joseph-Louis (Giuseppe Lodovico Lagrangia) Lagrange) (1736-1813) и Гспаром Монжем  вошёл в состав Консультативного комитета  (Comite consultative), 7 сентября 1792 года награждён чином полевого маршала (marechal-de-camp) и определён в распоряжение военного министра генерала Сервана де Жербе (Joseph-Marie Servan de Gerbey) (1741-1808). При министерстве Жана-Николя Паша (Jean-Nicolas Pache) (1746-1823)  разработал совместно с Карно (Lazare-Nicolas-Marguerite Carnot) (1753-1823) план военной кампании на Рейне и 26 плювиоза I-го года (14 февраля 1793 года) назначен начальником штаба Рейнской Армии (Armee du Rhin) генерала Кюстина (Adam-Philippe de Custine) (1742-1793), 30 плювиоза I-го года (18 февраля 1793 года) переведён в распоряжение командующего гарнизона крепости Майнц (Mayence) полевого маршала Эрвуа д,Уаре (Franсois-Ignace Ervoil d,Oyrе) (1739-1799) с назначением командиром предместья Кастель (Kastel, Faubourg de Mayence), под угрозой вражеского наступления активно занимался укреплением Форта Марс (Fort de Mars) и Форта Республики (Fort de la Republique). 25 жерминаля I-го года (14 апреля 1793 года) Майнц был блокирован войсками Первой Коалиции (пруссаки, австрийцы, военные контингенты Саксен-Виттемберга (Saxe-Wittemberg), Гессен-Дармштадта (Hesse-Darmstadt), Гессен-Касселя (Hesse-Cassel) и Саксен-Веймар-Эйзенаха (Saxe-Weimar-Eisenach): всего 32 000 человек, 207 орудий) под командованием генерала Калкрейта (Friedrich Adolf von Kalckreutn) (1737-1818), короля Фридриха II-го Прусского (Friedrich Wilhelm von Preussen) (1744-1797) и герцога Брауншвейгского (Karl Wilhelm Ferdinand von Braunschweig-Wolfenbuttel) (1735-1806), к которым вскоре присоединились ещё 11 000 австрийцев. 16 флореаля I-го года (5 мая 1793 года) награждён чином дивизионного генерала, 17 прериаля I-го года (5 июня 1793 года) возглавил нападение на вражеские гарнизоны островов Блейау (Bleiau), Копф (Kopf) и Бюргерау (Burgerau), в ходе которого получил смертельное ранение картечью, перебившей колено правой ноги. Умер 25 прериаля I-го года (13 июня 1793 года) в возрасте 38 лет, похоронен в центральном бастионе Кастеля. Шевалье Святого Людовика (11 июля 1789 года). Имя генерала выбито на Триумфальной арке площади Звезды (Аrc de triomphe de l,Etoile). Портрет Мёнье написан в 1840 году живописцем Жюльеном-Леопольдом Лобеном (Julien-Leopold Lobin) (1814-1864), в 1902 году в саду Пребендес (Jardin des Prebendes) в Туре установлен бюст генерала, исполненный скульптором Анри Фредериком Варенном (Henri Frеdеric Varenne) (1760-1833).

Le general Meusnier de la Place au Fort de Koeningstein, par Alphonse Muraton (1824-1911), Musеe des Beaux-Аrts de Carcassonne

Комментариев нет:

Отправить комментарий