Фут (Sir Edward James Foote) Эдвард Джеймс, сэр (1767-1833) – вице-адмирал Королевского военно-морского
флота (Royal Navy) (19 июля 1821 года). Родился 20 апреля
1767 года в Бишопсборне (Bishopsbourne,
Kent) в семье ректора
Фрэнсиса Хендера Фута (Francis Hender Foote)
( -1773) и его супруги Кэтрин Манн (Catherine Mann) ( -1776), в феврале 1779 года
поступил в Королевскую Морскую Академию в Портсмуте (Royal Naval Academy, Portsmouth), откуда в 1780 году выпущен на
морскую службу мичманом (Midshipman)
74-пушечного линейного корабля «Dublin»
капитана Самуэля Уоллиса (Samuel Wallis)
(1728-1795) в составе Флота Канала (Channel Fleet), в ноябре того же года переведён
на 36-пушечный фрегат «Belle Poule»
капитана Филипа Паттона (Philip Patton)
(1739-1815), принимал участие в боевых действиях Американской войны, 5 августа
1781 года под командой адмирала Паркера (Sir Hyde Parker) (1739-1807) сражался против голландского флота адмирала Зутмана (Johan Arnold Zoutman) (1724-1793) при Доггер-Банке (Dogger Bank), после чего
определён на 44-пушечный линкор «Endymion» капитана Джеймса Гамбьера (Sir James Gambier) (1756-1833), на
борту которого в составе эскадры адмирала Родни (George Brydges Rodney) (1718-1792) сражался 9-12
апреля 1782 года против французского флота адмирала де Грасса (Francois-Joseph-Paul de Grasse, Seigneur de Tilly) (1722-1788) при Санте
(Saintes), а августе
1783 года возвратился в Англию. В октябре 1783 года назначен мичманом 50-пушечного
линейного корабля «Europa»
капитана де Курси (Michael de Courcy) ( -1824), флагмана вице-адмирала
Джеймса Гамбьера (James Gambier)
(1723-1789) на морской станции Ямайки (Jamaica Station), 12 августа 1785 года –
лейтенант 44-пушечного линкора «Janus»
капитана Джона Пакенхэма (John Pakenham)
(1743-1807), в 1787 году переведён на борт
100-пушечного линейного корабля «Royal Sovereign» капитана Джеймса Самбера (James Samber) (1736-1816), флагмана
адмирала Хью Пиго (Hugh Pigot)
(1722-1792). В сентябре 1788 года –
четвёртый лейтенант (fourth lieutenant)
64-пушечного линейного корабля «Crown»
капитана Джеймса Корнуоллиса (James Cornwallis) (1754-1798), в феврале 1789 года отплыл на
морскую станцию Ост-Индии (East Indies Station) в составе эскадры
адмирала Уильяма Корнуоллиса (Sir William Cornwallis) (1744-1819), в 1791 году назначен исполняющим
обязанности капитана (Acting Captain)
14-пушечного шлюпа «Atalanta»,
1 октября 1791 года – коммодор, командир 16-пушечного шлюпа «Ariel», в октябре 1792 года возвратился
в Англию. 5 июня 1793 года – командир 14-пушечного шлюпа «Thorn», 7 июня 1794 года – капитан, командир
24-пушечного почтового корабля «Champion», 21 июля 1794 года – командир 32-пушечного
фрегата «Niger»
в Ла-Манше (La-Manche), 9 мая 1795 года в
составе морского эскадрона (36-пушечный фрегат «Melampus», 38-пушечные фрегаты «Diamond» и «Hebe», 32-пушечные фрегаты «Niger» и «Syren») капитана Страшана (Sir Richard John Strachan) (1760-1828) отличился при
захвате французсого конвоя в заливе Картере (Carteret Bay) у Гранвиля (Granville), 27 апреля 1796 года атаковал и вынудил выброситься на мель у
Пенмарка (Penmarcks) французский 18-пушечный люгер «L,Ecureuil», затем выслал лодки
с десантом, который после отчаянного сопротивления французов сжёг вражеское
судно, в январе 1797 года взял два испанских приза. 14 февраля 1797 года под
командой адмирала Джервиса (Sir John Jervis) (1735-1823) сражался против испанского флота адмирала
Кордобы (Jose de Cordoba-y-Ramos) (1732-1815) у мыса Сен-Винсент (Cabo de San Vicente) на португальском
побережье (Costa portuguesa)
региона Альгарве (Algarve),
в октябре 1797 года – командир 38-пушечного фрегата «Seahorse», 16 января 1798 года совместно
с 36-пушечным фрегатом «Melampus»
капитана Грехэма Мура (Graham Moore)
(1764-1843) захватил у побережья Ирландии французский 18-пушечный капер «Belliqueuse», в марте 1798
года присоединился к Средиземноморскому флоту (Mediterranean Fleet) и 27 июня 1798 года
после 12-часовой погони и ожесточённого боя захватил у Сицилии (Sicily) французский
36-пушечный фрегат «Sensible»
капитана Будре (Guillaume-Franсois-Joseph Bourdе de
la Villehuet) (1763-1851), на борту которого находился следующий в Египет (Egypt) дивизионный генерал Барагэ д,Ильер (Louis Baraguey d,Hilliers) (1764-1813) со своим штабом. 20 июля 1798 года вместе с 32-пушечным
фрегатом «Terpsichore» капитана
Уильяма Гейджа (Sir William Hall Gage) (1777-1864) обнаружил на рейде
Александрии (Alexandria)
французский флот адмирала Брюэйса (Francois-Paul Brueys d,Aigalliers) (1753-1798), после
чего пытался доставить сообщение об этом адмиралу Нельсону (Sir Horatio Nelson) (1758-1805), но разминулся с британским
флотом и прибыл в залив Абукир (Aboukir Bay) только через 16 дней после сражения
1-3 августа. Крейсировал у побережья Египта до весны 1799 года, когда присоединился
к эскадре адмирала Нельсона у Палермо (Palermo) в Неаполитанском заливе (Bay of Naples), где 21 июня 1799
года подписал с командиром французского гарнизона полковником Межаном (Louis-Joseph Mejan) (1764-1831) капитуляцию Нового
Замка (Castel-Nuovo)
и Яичного замка (Castel dell,Ovo), согласно условиям которой, французы
и неаполитанские республиканцы с честью и оружием должны погрузиться на корабли
и отправиться во Францию, однако, 24 июня адмирал Нельсон под надуманным
предлогом неправильного толкования ситуации кардиналом Руффо (Fabrizio Ruffo) (1744-1827) аннулировал условия капитуляции,
вследствие чего были казнены многие повстанцы, сдавшиеся добровольно. В начале
июля 1799 года отплыл в Ливорно (Livorno, Toscana), где 29
июля «Seahorse» сел на
мель, получив небольшие повреждения, после чего вернулся в Портсмут (Portsmouth) для ремонта, в
мае 1800 года в составе эскадры контр-адмирала Бикертона (Sir Richard Hussey Bickerton) (1759-1832) принимал
участие в транспортировке экспедиционного корпуса генерала Аберкромби (Sir Ralph Abercromby) (1734-1801) в Египет, затем
крейсировал у побережья Гавра (Havre, Seine-Maritime),
в сентябре 1801 года сопровождал торговый конвой в Индию и в октябре 1802 года
возвратился в Англию. В 1803 году назначен на королевскую яхту «Princess Augusta», а в 1805 году
возглавил королевскую яхту «Royal Charlotte»,
12 августа 1812 года – контр-адмирал Синего Флага (Rear-Admiral of the Blue),
держал флаг на борту 44-пушечного линейного корабля «Gladiator» коммодора Чарльза Хьюита (Charles Hewitt), в
начале 1813 года сопровождал конвой из Портсмута в Средиземное море (Mediterranean), где сменил
контр-адмирала Артура Легге (Sir Arthur Kaye Legge)
(1766-1835) в должности командующего эскадрой в Кадисе (Cadiz), держал флаг на борту
100-пушечного линейного корабля «San Josef» капитана Генри Буршье (Henry
Bourchier) (1787-1852), в апреле того же года передал полномочия контр-адмиралу
Ричарду Кингу (Sir Richard King)
(1774-1834) с назначением вторым командующим в Портсмуте, где держал флаг на
74-пушечном линкоре «Medway»
капитана Брайна (Augustus Brine) (1769-1840), затем
на 44-пушечном линкоре «Gladiator»
коммодора Хьюита. 4 июня 1814 года – контр-адмирал Белого Флага (Rear-Admiral of the White), командовал эскадрой из
8 линейных кораблей на рейде Шербура (Cherbourg, Manche), держал флаг
на борту 74-пушечного линейного корабля «San Domingo» капитана Самуэля Джона Пичелла (Samuel John Pechell) (1785-1849), в июле
того же года возвратился к обязанностям второго командующего в Портсмуте, 19
июля 1821 года – вице-адмирал. Умер 23 мая 1833 года в Саутгемптоне
(Southampton, Hampshire) в возрасте 66 лет.
Коммандор ордена Бани (Order of the Bath)
(19 июля 1821 года). Был дважды женат: первым браком 22 января 1793 года на Нине
Херри (Nina Herries)
(1774- ), от которой имел троих детей: Фрэнсис Роберт (Francis Robert Foote) (1795-1842), Кэтрин (Catherine Foote) (1796-1813) и Каролина
(Caroline Foote)
(1800-1878); в июле 1803 года развёлся в судебном порядке вследствие
супружеской измены жены, родившей внебрачного ребёнка от джентльмена по имени
Оуэн Джонс (Owen Jones)
и 24 августа того же года женился на Мэри Паттон (Mary Patton) (1783-1816), дочери вице-адмирала
Паттона (Philip Patton) (1739-1815), от которой имел четырёх дочерей. Портрет
адмирала, исполненный неизвестным автором, является достоянием Национального
Морского Музея (National Maritime Museum,
London).
Комментариев нет:
Отправить комментарий