воскресенье, 30 октября 2022 г.

Макдоно (Thomas MacDonough) Томас (1783-1825)

Макдоно (Thomas MacDonough) Томас (1783-1825) – капитан военно-морского флота Соединённых Штатов (United States Navy) (11 сентября 1814 года), известный как «Герой Озера Шамплейн» (Hero of Lake Champlain). Родился 31 декабря 1783 года на ферме Треп (Trap, New Castle County, Delaware) в семье офицера ирландского происхождения Томаса Макдоно (Thomas MacDonough), получил домашнее образование и 5 февраля 1800 года в возрасте 16 лет поступил на морскую службу мичманом (midshipman) 24-пушечного корвета «Ganges», в ходе боевых действий квази-войны (Quasi-War) 1798-1800 годов участвовал под командой капитана Маллоуни (John Fitzpatrick Mullowny) (1769-1832) в захвате трёх французских торговых судов в Вест-Индии (West Indies). После вступления в силу 21 декабря 1801 года условий Мортефонтенского договора (Treaty of Mortefontaine) от 30 сентября 1800 года возвратился на родину, где назначен на борт 38-пушечного фрегата «Constellation» капитана Мюррея (Alexander Murray) (1755-1821) в Средиземном море (Mediterranean Sea), участвовал в Первой Барбарийской войне (First Barbary War) 1801-1805 годов, отличился при блокаде Триполи (Tripoli), в 1803 году по приказу морского министра (Navy Secretary) Роберта Смита (Robert Smith) (1757-1842) переведён на 38-пушечный фрегат «Philadelphia» коммодораБэйнбриджа (Williаm Bainbridge) (1774-1833), 26 августа 1803 года участвовал в захвате марокканского судна «Mirboka», в сентябре 1803 года получил отпуск и сошёл на берег (31 октября 1803 года фрегат «Philadelphia» сел на мель у рифа Калиуса (Kaliusa Reef) близ гавани Триполи (Tripoli Harbour) и был захвачен триполианцами, команда во главе с коммодором Бэйебриджем получила свободу только 3 июня 1805 года). 31 ноября 1803 года назначен на 12-пушечный шлюп «Enterprise» лейтенанта Стивена Декейтера (Stephen Decatur) (1779-1820), 6 февраля 1804 года участвовал в успешном нападении на гавань Триполи, после чего назначен исполняющим обязанности лейтенанта 18-пушечного брига «Syren» лейтенанта Стюарта (Charles Stewart ( -1869). В 1806-1807 годах содействовал коммодору Халлу (Isaac Hull) (1773-1843) в строительстве канонерских лодок в Мидлтауне (Middletown, Connecticut), 6 февраля 1807 года – лейтенант, командир 18-пушечного брига «Wasp», на борту которого патрулировал у побережья Великобритании (Great Britain) и в Средиземном море. В 1809 году служил под командой капитана Смита (John Smith) (1780-1815) на 36-пушечном фрегате «Essex», в июне 1810 года испросил отпуск и в течение двух лет командовал британским торговым судном, совершающим рейсы в Индию (Indie). 15 июня 1812 года возвратился на действительную службу с назначением первым лейтенантом (First Lieutenant) 38-пушечного фрегата «Constellation» капитана Тракстана (Thomas Truxtun) (1755-1822) в Чезапикском заливе (Chesapeake Bay), в августе того же года возглавил дивизион канонерских лодок, предназначенных для обороны Портленда (Portland, Maine), в октябре 1812 года приказом морского министра Гамильтона (Paul Hamilton) (1762-1816) переведён в Берлингтон (Burlington, Vermont) и назначен командующим военно-морскими силами на озере Шамплейн (Lake Champlain), после захвата англичанами 3 июня 1813 года американских 24-пушечного шлюпа «Growler» и 11-пушечного брига «Eagle» приступил к строительству на верфи в Оттер-Крик (Shipyard in Otter Creek, Vermont) 26-пушечного корвета «Saratoga», нового 16-пушечного шлюпа «Eagle» и нескольких канонерских лодок, а также переоборудовал шхуну «Ticonderoga» в 17-пушечный военный корабль, 24 июля 1813 года – коммодор. 14 мая 1814 года успешно отразил нападение британской флотилии коммодора Принга (Daniel Pring) (1788-1846) на Оттер-Крик, после чего выступил на рейд Платтсбурга (Plattsburgh, New York) в ожидании нового наступления неприятеля, после вторжения 3 сентября 1814 года британских войск генерала Прево (Sir George Prevost) (1767-1816) подготовил флот к обороне и 11 сентября нанёс сокрушительное поражение британской флотилии коммодора Дауни (Robert Downie) (1778-1814) в сражении при Платтсбурге (англичане потеряли фрегат, бриг, два шлюпа, 168 человек убитыми, 220 ранеными и 317 пленными; потери американцев составили 104 убитых и 116 раненых), что вынудило генерала Прево отступить в Канаду (Canada), в тот же день награждён Конгрессом чином капитана. 1 июля 1815 года сменил капитана Халла в должности командующего Портсмутской военно-морской верфью (Portsmouth Navy Yard), 22 апреля 1818 года – командир 44-пушечного фрегата «Guerriere», на борту которого в 1819 году доставил американского посланника Джорджа Вашингтона Кэмпбелла (George Washington Campbell) (1769-1848) в Санкт-Петербург, а после возвращение в Соединённые Штаты возглавил 8 ноября 1820 года 74-пушечный линейный корабль «Ohio» в Нью-Йорке (New York), 31 марта 1824 года – командир 44-пушечного фрегата «Constitution» в Гибралтаре (Gibraltar), 14 октября 1825 года вследствие ухудшающегося здоровья передал командование капитану Паттерсону (Daniel Todd Patterson) (1786-1839) и отплыл в Нью-Йорк на торговом бриге «Edwin», на борту которого умер в море 10 ноября 1825 года от туберкулёза в возрасте 41 года, тело капитана было доставлено в Соединённые Штаты и похоронено в Мидлтауне (Middletown, Connecticut). С 12 декабря 1812 года был женат на Люси Энн Шалер (Lucy Ann Shaler) ( -1825). Портрет офицера исполнен в 1815 году живописцем Джоном Уэсли Джервисом (John Wesley Jarvis) (1780-1839).

By Gilbert Stuart (1755-1828), 1818, National Gallery of Art, Washington

Комментариев нет:

Отправить комментарий