«Ромул» (Le Romulus) – французский 74-пушечный линейный корабль класса Темерер (Classe Temeraire). Длина артиллерийской палубы 172 французских фута (Pied du Roi), длина киля 155 французских футов, ширина 44,6 французских фута, глубина трюма 22 французских фута, осадка носа 21 французский фут, осадка кормы 23 французских фута; на вооружении двадцать восемь 36-фунтовых орудий нижней палубы, тридцать 18-фунтовых орудий верхней орудийной палубы, двенадцать 8-фунтовых орудий на квартербеке и четыре 8-фунтовых орудия на баке. Построен по проекту инженера Жака-Ноэля Сане (Jacques-Noеl Sanе) (1740-1831), известного как «Морской Вобан» (Vauban de la Marine), спущен на воду со стапелей Тулонской верфи (Chantier naval de Toulon) в 1812 году и под командой капитана 1-го ранга (Сapitaine de vaisseau) Пьера-Николя Роллана (Pierre-Nicolas Rolland) (1761-1825) присоединился к Средиземноморской эскадре вице-адмирала Мориса-Жюльена Эмерьё де Боверже (Maurice-Julien Emeriau de Beauverger) (1762-1845). 12 февраля 1814 года адмирал Эмерьё выделил из своей эскадры морской дивизион (86-пушечный линкор «Le Sceptre», 74-пушечные линкоры «Le Romulus» и «Le Trident», 44-пушечные фрегаты «L,Adrienne», «La Medee» и «La Dryade»), поступивший под команду контр-адмирала Косма-Кержулена (Julien-Marie Cosmao-Kerjulien) (1761-1825) и предназначенный для сопровождения в Тулон 74-пушечного линейного корабля «Le Scipion», построенного в Генуе (Genes). 13 февраля 1814 года у мыса Бенат (Cap Benat) семафоры предупредили французов, что британская эскадра (15 линейных кораблей, три фрегата) адмирала Пелью (Sir Edward Pellew) (1757-1833) находится в пяти морских лигах к югу, после чего адмирал Косма-Кержулен принял решение возвратиться в Тулон, но на следующий день англичане преградили ему путь в районе Йерских островов (Iles d,Hyeres) - «Le Sceptre», «Le Trident», «L,Adrienne» и «La Medee» сумели пересечь вражескую линию и благополучно укрыться в Большой гавани Тулона (Grand port de Toulon), но «Le Romulus» и «La Dryade» оказались отрезанными от основных сил. Рискуя быть потопленным, фрегат «La Dryade» прошёл в нескольких саженях от форштевня британского флагмана, 120-пушечного линкора «Caledonia» капитана Коглена (Jeremiah Coghlan) (1775-1844), прозванного «Бесстрашным Джерри» (Intrepid Jerry) – сбитые с толку такой дерзостью англичане позволили фрегату ускользнуть, но тотчас открыли огонь по «Le Romulus», к артиллерийской дуэли присоединились 98-пушечные линейные корабли «Boyne» капитана Джорджа Берлтона (Sir George Burlton) ( -1815) и «Prince of Wales» капитана Дугласа (John Erskine Douglas) (1758-1847). Лишённый помощи «Le Romulus» продолжил неравный бой и оказался на грани окружения, а когда капитан Роллан получил несколько ранений и был сбит с ног пушечным ядром, было принято предложение первого лоцмана (premier pilote) Пьера-Франсуа Ребуля (Pierre-Francois Reboul) (1744-1819), который, зная, что под Фортом Святой Маргариты (Fort de Sainte-Marguerite) море очень глубокое, направил корабль прямо на скалы и умело лавируя, провёл его так близко от берега, что бушприт фок-мачты упёрся в расщелину скал и обломался. Преследователи продолжали бомбардировку, но, опасаясь сесть на мель, вынуждены были остановиться и «Le Romulus» благополучно вернулся в Тулон под бешеные апплодисменты всех экипажей эскадры. В ходе 20-минутного боя французский экипаж потерял 16 моряков убитыми, в том числе трёх офицеров и 68 ранеными, 15 марта 1814 года лоцман Ребуль за смелый маневр награждён Крестом Почётного Легиона, а капитан Роллан 8 июля 1814 года произведён в контр-адмиралы. В 1821 году «Le Romulus» переоборудован во фрегат, переименован в «Le Guerriеre» и поступил под команду капитана 1-го ранга Жана-Леона Эмерика (Jean-Lеon Еmeric) (1774-1864), в 1840 году окончательно разобран.
«Combat du Romulus», par Joseph-Vincent-Franсois Courdouan (1810-1893) |
«Combat du vaisseaux francais «Le Romulus» contre trois vaisseaux anglais a l,entree de la Rade de Toulon, le 14 fevrier 1814», par Pierre-Julien Gilbert (1783-1860) |
Contre-amiral baron Pierre-Nicolas Rolland, par Nicolas-Eustache Maurin (1798-1850) |
«Intrepid Jerry», by John Miers (1756-1821), Royal Museum Greenwich |
Комментариев нет:
Отправить комментарий