Пуаре Эммануил Яковлевич (Emmanuel Poire) (1858-1909) – французский карикатурист и
иллюстратор, известный как «Карандаш» (Caran d,Ache). Родился 6 ноября
1858 года в Москве в семье хозяина школы гимнастики, фехтования,
верховой езды и стрельбы в цель Якова Викторовича Пуаре (Jacques Poire) (1826-1877) и его
супруги Юлии Андреевны Тарасенковой (1830-1871) (его дед Виктор Пуаре (Victor Poire) ( -1863), уроженец Монтиньи-ле-Мец
(Montigny-les-Metz, Moselle,
Lorraine) участвовал в рядах Великой Армии (Grande Armee) в Русском походе 1812
года, был тяжело ранен при Бородино, после выздоровления остался в России,
женился на Анастасии Яворской ( -1864) и с 1832 года проживал в Москве),
образование получил в одной из Московских гимназий, в 1878 году в возрасте 19
лет обратился во французское посольство с заявлением о желании пройти военную
службу и 21 февраля 1878 года принят вольноопределяющимся в 113-й линейный полк
(113e Regiment d,infanterie de ligne), в августе 1878 года
произведён в капралы (caporal)
74-го полка линейной пехоты (74e Regiment d,infanterie de ligne) и при содействии художника-баталиста
Эдуарда Детайля (Jean-Baptiste-Edouard Detaille) (1848-1912), ставшего его
наставником, прикомандирован в качестве художника к Генеральному штабу Военного
министерства (Etat-major general du Ministere de la Guerre), в 1881 году
участвовал в основании журнала «Tout Paris», под псевдонимом «Caran d,Ache» начал сотрудничать с журналом
«Chronique parisienne» и быстро стал частью богемного общества Латинского
квартала (Quartier
latin). 27 февраля 1883 года вышел в отставку и навсегда остался во
Франции, сотрудничал с изданиями «Le Courrier franсais»,
«L,Illustration», «La Revue illustrеe», «Vie parisienne», «Vie
militaire», «Chat Noir» и «La Caricature», состоял ченом общества
юмористов «Humoristes et des Arts incoherentes», в 1885 году
исполнил 50 цветных композиций с изображениями жизни и военных походов 1-го
герцога Мальборо (John Churchill,
1st duke of Marlborough) (1650-1722) для
книги драматурга Жюля де Мартоля (Jules-Adolphe Dufour,
dit Jules de Marthold) (1847-1927) «Histoire de Marlborough», в 1886 году
создал декорации (более 2 000 фигур людей, животных, птиц и деревьев,
нарисованных на бумаге, наклеенных на цинковые листы и вырезанных по контуру)
для художественной пантомимы «L,Epopee», посвящённой походу
1812 года и с огромным успехом прошедшей на сцене театра «Le Chat noir» на
Монмартре (Montmartre), по свидетельству современников: «На белом полотне
движутся целые полки, отдают честь, гарцуют на конях, бросают вверх шапки,
дерутся, падают, встают, поднимаются в гору, сбегают вниз, палят из пушек и так
далее. Это длится около 2-х часов и до такой степени интересно, иллюзия до того
полна, что, когда, например, перед полками появляется Наполеон и за сценой
поднимаются приветственные крики, вам кажется, что кричат именно те фигуры,
которые вы видите на полотне» (Sur une toile blanche, des regiments entiers
bougent, saluent, sautent sur des chevaux, jettent leur chapeau, se battent,
tombent, se relevent, gravissent la montagne, devalent, tirent au canon, etc. Cela dure environ 2 heures et c,est
tellement interessant, l,illusion est si complete que lorsque, par exemple,
Napoleon apparait devant les etageres et que des cris de bienvenue s,elevent
derriere la scene, il vous semble que ce sont justement les chiffres que vous
voir sur la toile qui crie). В 1887 году создал декорации для «шоу теней»
(Spectacle d,ombres) по роману Гюстава Флобера
(Gustave Flaubert) (1821-1880) «La Tentation de Saint Antoine», поставленному на сцене «Le Chat noir» Анри Ривьером (Henri
Riviere) (1864-1951), в 1898 году – соучредитель и редактор сатирического еженедельника «Psst...!», в том же году исполнил иллюстрации к роману Эмиля Бержера (Emile Bergerat)
(1845-1923) «Le Cruel Vatenguerre, memoires d,un grand homme, recueillis,
orthographies et mis en un beau desordre par Caliban», состоял членом националистической «Лиги Французского Отечества» (La
Ligue de la patrie franсaise), основанной 31 декабря 1898 года Морисом Барре
(Maurice Barres) (1862-1923) и Жюлем Лемэтром (Jules
Lemaitre) (1853-1914), был близко дружен с Анри де
Тулуз-Лотреком (Henri de Toulouse-Lautrec)
(1864-1901) и Жаном-Луи Форэном (Jean-Louis
Forain) (1852-1931). Умер на улице Предместья Сент-Оноре (Rue du
Faubourg Saint-Honorе) в Париже 25 февраля 1909 года в возрасте 50 лет, похоронен на кладбище в Клерфонтен-ан-Ивелин
(Clairefontaine-en-Yvelines, Ile-de-France). Из его работ наиболее известны «La
Comedie du Jour sous la Republique Athenienne» (1886 год) с текстом Альбера Мийо (Arthur
Paul Albert David Samuel Millaud, dit Albert Millaud) (1844-1892) и «Nos soldats du siеcle» (1890 год), а также карикатуры в
газете «Le Journal» с комментариями Люсьена Декава (Lucien Descaves) (1861-1949).
Foto par Gaspard-Felix Tournachon, dit Nadar (1820-1910), 1900 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий