четверг, 13 ноября 2025 г.

Мейнье (Charles Meynier) Шарль (1768-1832)

Мейнье (Charles Meynier) Шарль (1768-1832) – французский живописец неоклассического направления. Родился 24 ноября 1768 года в Париже (Paris, Ile-de-France) в семье портного, начальные художественные навыки получил в мастерской гравёра Пьера-Филиппа Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730-1809), затем при финансовой поддержке своего старшего брата Етьена, актёра Французской комедии (La Comedie-Francaise), известного как Сен-Фаль (Etienne Meynier, dit Saint-Fal) (1752-1835), обучался живописи под руководством академика Франсуа-Андре Венсана (Francois-Andre Vincent) (1746-1816), в 1789 году за полотно «Иосиф, признанный братьями» (Joseph reconnu par ses freres), написанное совместно с Анн-Луи Жироде (Anne-Louis Girodet de Rousy-Triosson) (1767-1824), удостоен Римской премии (Prix de Rome) и в качестве «Королевского пансионера» (Pensionnaire du Roi) отправился в Италию, где изучал образцы античной скульптуры и исполнил значительное количество этюдов. Возвратился во Францию в эпоху Террора (Terreur revolutionnaire) и, опасаясь доносов со стороны недоброжелателей своего учителя Венсана, работал над эскизами задуманных им будущих проектов, к практическому исполнению которых смог приступить только после государственного переворота 9 термидора II-го года (24 июля 1794 года) и падения Робеспьера (Maximilien Robespierre) (1758-1794). Тем не менее, в 1793 году принимал участие в конкурсе Комитета общественного спасения (Comite de salut public) на лучшее живописное произведение, посвященное Великой Революции – его работа «Франция защищает изобразительное искусство под эгидой мира» (La France protegeant les Beaux-arts sous les auspices de paix) имела значительный успех и принесла художнику заслуженную репутацию. С 1795 года ежегодно участвовал в выставках Парижского Салона (Salon de Paris), при Империи получил несколько государственных заказов, призванных увековечить военные победы Франции, в 1806 году он выполнил серию эскизов барельефов и скульптур для украшения Триумфальной арки Карусель (Arc de Triomphe du Carrousel, Paris), возведённой в честь побед в кампании 1805 года - арка была спроектирована архитекторами Пьером-Франсуа-Леонаром Фонтэном (Pierre-Francois-Leonard Fontaine) (1762-1853) и Шарлем Персье (Charles Percier) (1764-1838), а проекты Мейнье были воплощены в жизнь такими скульпторами как Пьер Картелье (Pierre Cartellier) (1757-1831), Клад-Мишель Клодион (Claude-Michel Clodion) (1738-1814), Луи-Пьер Дезен (Louis-Pierre Deseine) (1749-1822), Жак-Филипп Ле Сюэр (Jacques Philippe Le Sueur) (1759-1830) и Клод Рамей (Claude Ramey) (1754-1838). В 1807 году в числе 26 других живописцев участвовал в конкурсе на создание лучшего изображения битвы 7-8 февраля 1807 года при Эйлау (Eylau) – победу одержал Антуан-Жан Гро (Antoine-Jean Gros) (1771-1835) с полотном «Сражение при Эйлау» (Bataille d,Eylau), но работа Мейнье «Наполеон I-й на поле битвы при Прейсиш-Эйлау, 9 февраля 1807 года» (Napoleon Ier parcourant le champ de bataille d,Eylau, 9 fevrier 1807) заслужила одно из двух почётных упоминаний (Honourable mentions). 7 ноября 1819 года сменил Жан-Жака Лагрене (Jean-Jacques Lagrenee, dit Lagrenee le Jeune) (1739-1821) в должности профессора Парижской школы изящных искусств (Ecole des beaux-arts de Paris); среди учеников мастера следует отметить Жана-Виктора-Венсана Адама (Jean-Victor-Vincent Adam) (1801-1866), Луизу Эрсан (Louise Hersent, nee Mauduit) (1784-1862), Эме Брюн-Паже (Aimee Brune-Pages) (1803-1866), Амели Легран де Сент-Обен (Amelie Legrand de Saint-Aubin) (1797-1878), Софи Марэ (Sophie Marais) (1797-1847), Жюли Филипо (Julie Philipault) (1780-1834), Джеймс Прадье (James Pradier) (1790-1852), Дженни Ларивьер (Jenny Lariviere) (1801-1885) и другие. Умер от холеры 6 сентября 1832 года в Париже в возрасте 63 лет, похоронен на кладбище Монмартра (Cimetiere de Montmartre). Член Академии изящных искусств (Academie des Beaux-Arts) (1816 год). Автор портретов кардинала Феша (Joseph Fesch) (1806 год) и маршала Нея (Michel Ney) (1804 год), а также эскизов барельефов и статуй Триумфальной арки площади Карусель (Arc de triomphe du Carrousel) (1806 год). Портрет Мейнье исполнен в 1799 году живописцем Мари-Габриэлем Капетом (Marie-Gabrielle Capet) (1761-1818).

Par Louis-Leopold Boilly (1761-1845), 1800, Palais des Beaux-arts, Lille

«Apollon, dieu de la lumiere, de l,eloquence, de la poesie et des beaux-arts, avec Uranie, muse de l,astronomie», 1789

«La France triomphante encourageant les Sciences et les Arts pendant la guerre», 1794

«Calliope, Muse de la poеsie еpique», 1800

«Еrato, muse de la poеsie lyrique», 1800

«Clio, Muse de l,Histoire», 1800

Napoleon Bonaparte, Premier consul, Musee de la Ville de Bruxelles

«Le marechal Ney retrouvant leurs drapeaux aux soldats du 76e Regiment de ligne dans l,arsenal d,Innsbruck , 7 novembre 1805», 1806

Michel Ney, Duc d,Elchingen, Prince de la Moskowa, marechal de l,Empire, 1804

Joseph Fesch, cardinal-archevеque de Lyon, Primat des Gaules, Grand-aumоnier de l,Empire, 1806

Portrait d,Edward Jenner (1749-1823)

«Napoleon Ier parcourant le champ de bataille d,Eylau, 9 fevrier 1807», 1807

«La Sagesse preservant l,Adolescence des traits de l,Amour», 1810

«Entrеe de Napolеon Ier а Berlin, 27 octobre 1806», 1810

«Retour de Napolеon а l,ile de Lobau apres la bataille d,Essling, le 23 mai 1809», 1812

«Alexandre le Grand remet Campaspe а Apelle», 1822

Par Julien-Lеopold Boilly (1796-1874), 1821

Комментариев нет:

Отправить комментарий