Бетанкур-и-Молина Августин Августинович (Agustin Jose de Betancourt-y-Molina) (1758-1824) – генерал-лейтенант Корпуса инженеров путей сообщения (1809 год), российский государственный деятель, инженер-механик и строитель. Родился 1 февраля 1758 года в Пуэрто-де-ла-Крус (Puerto-de-la-Cruz, Tenerife, Espagne) в семье подполковника Августина де Бетанкура-и-Кастро (Augustin de Betаncourt-y-Castro) и его супруги Леоноры де Молина-и-Брионес (Leonora de Molina-y-Briones), в 1778 году в возрасте 20 лет отправился в Мадрид (Madrid), где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо (San-Fernando). Его большое дарование и талант изобретателя проявились уже в студенческие годы – он усовершенствовал технологию прядения шёлка и производство шёлковых тканей, в 1783 году демонстрировал подъём в воздух первого в Испании воздушного шара. В 1784 году направлен для продолжения образования в Париж (Paris), затем по заданию испанского правительства совершил путешествие в страны Западной Европы для обозрения различных систем судоходства, каналов и паровых машин. В 1788 году возвратился в Испанию и занял пост директора Королевского кабинета машин, в 1790 году опубликовал первый научный труд «О расширительной силе паров», в 1798 году занимался организацией Корпуса инженеров путей сообщения и руководил строительством первого в Испании оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом (Cadiz). С 1800 года – генерал-инспектор Корпуса инженеров путей сообщения, в 1801 году – руководитель Генеральной инспекции дорог и мостов при Королевском кабинете Испании, с 1803 года – главный интендант армии и главный директор почт. После бомбардировки французами Мадрида 2 мая 1808 года покинул Испанию, отправился в Париж, затем в Эрфурт (Erfurt), где был представлен императору Александру I-му и приглашён на российскую службу. В ноябре 1808 года прибыл в Санкт-Петербург и поступил в Ведомство путей сообщения с чином генерал-майора. В 1809 году – генерал-лейтенант, в том-же году по его инициативе в Петербурге учреждён Корпус инженеров путей сообщения, которым Бетанкур руководил с 15 сентября 1809 года до конца жизни. На этом посту инициировал создание Школы кондукторов путей сообщения и Военно-строительную школу, издал первые учебники и учебные пособия, создал множество действующих инструментов и моделей, используемых в учебном процессе, в 1810 году открыл библиотеку Корпуса, а в 1813 году – музей Корпуса. В 1810 году изобрёл паровую землечерпальную машину, при помощи которой был углублён порт в Кронштадте и сооружён канал между Ижорским заводом и Петербургом; по его проекту созданы паровые машины, которыми был переоборудован Тульский оружейный завод; по его плану и под непосредственным руководством сооружены здания Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге (Гознак) и Манежа в Москве; в 1818-1822 годах при его участии построена первая в России крупная шоссейная дорога Петербург-Новгород-Москва. С 1816 по 1822 год занимал пост руководителя Комитета строений и гидравлических работ, в ведении которого находились все строительные работы в столице и других городах России; под его началом построены Монетный двор в Варшаве, первый постоянный мост через Малую Невку (Каменноостровский) в Петербурге, мосты на Московском шоссе, в Петергофе и Туле, ярмарка в Нижнем Новгороде, Таицкий водопровод; при его участии созданы технические средства (леса и подъёмные механизмы) для возведения колонн Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой площади. С 1 апреля 1818 года по 2 августа 1822 года – Генеральный директор путей сообщения России, провёл длительную инспекцию самых отдалённых территорий, после чего представил императору доклад, в котором в резкой форме критиковал состояние российских путей сообщения и внёс предложение о необходимости крупных финансовых вложений в их модернизацию, вследствие чего был освобождён от всех занимаемых должностей. Умер 14 июля 1824 года в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, в 1979 году прах генерала перенесён в Александро-Невскую лавру. Кавалер ордена Святого Владимира 2-й степени (1818 год), член-корреспондент Французской Академии наук (1809 год), член Академии изящных искусств в Мадриде, Экономического общества Испании, Общества земледелия в Лондоне (London) и Академии наук в Мюнхене (Munich). С 1790 года был женат на Анне Журдан (Anne Jourdan) ( -1853), от которой имел трёх дочерей и сына Альфонса (1805-1875), впоследствие генерал-лейтенанта и генерал-адьютанта. Автор работ «О новой системе внутреннего судоходства» (1807 год) и «Руководство к составлению машин» (1808 год). Портрет генерала, написанный неизвестным автором в 1810 году, находится в собрании Музея Исакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий