четверг, 17 марта 2011 г.

Росси Карл Иванович (Carlo di Giovanni Rossi) (1775-1849)

Росси Карл Иванович (Carlo di Giovanni Rossi) (1775-1849) – российский зодчий, крупнейший представитель стиля Ампир (Empire). Родился 29 декабря 1775 года в Венеции (Venis) в семье итальянского дворянина Джованни Росси (Giovanni Rossi) и известной танцовщицы екатерининских времён Гертруды Росси, в пятилетнем возрасте был привезён в Париж (Paris), а оттуда в Санкт-Петербург, где его мать вышла замуж за балетмейстера Лепика (Charles Le Picq) (1744-1806). Изучал архитектуру под руководством Винченцо Бренны (Vincenzo Brenna) (1747-1820), принимал участие в строительстве Михайловского замка. 28 июля 1795 года поступил на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» чертёжником, в 1802 году по повелению императора Александра I-го отправился в Италию, где совершенствовал своё мастерство в Академии Флоренции (Florence), а после возвращения в Россию в 1804 году назначен художником на стекольный и фарфоровый завод Петербурга. С 1806 года – архитектор «Кабинета его величества», в 1809 году направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву, в 1814 году – коллежский советник, в 1815 году возвратился в Петербург, в 1816 году поступил на службу в «Комитет по делам строений и гидравлических работ» под руководством Августина Августиновича Бетанкура (1758-1824), в ведении которого находились все строительные работы в столице. Автор архитектурных ансамблей в центре города (13 площадей и 12 улиц) и на Дворцовой площади. В 1819-1829 годах, сохранив удачную идею архитектора Юрия Матвеевича Фельтена (1730-1801) полуциркулярного расположения строений напротив Зимнего дворца, возвёл на Дворцовой площади два монументальных здания, соединённых между собой Триумфальной аркой (Арка Главного штаба). По его проектам построены Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818 годы), Михайловский дворец (1819-1825 год), здания Александрийского театра (1828-1832 год), Сената и Синода (1829-1834 год), оформлена Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Среди других его работ следует отметить перестройку Путевого дворца в Твери (1809 год), строительство в Павловске дворцовой библиотеки (1822-1824 годы) и Николаевских чугунных ворот с оградой (1826 год), возведение в Новгороде колокольни Юрьева монастыря (1838-1841 годы). Был единственным из ведущих зодчих, работавших при царском дворе, который не имел высокого чина, не был ни профессором, ни академиком, в 1832 году вышел в отставку и остаток жизни провёл в полном забвении и нищете. Умер от холеры 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге в возрасте 73 лет, похоронен на Волковом лютеранском кладбище Санкт-Петербурга, а позднее перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры. Кавалер ордена Святого Владимира 4-й степени (1810 год). Был дважды женат: от первого брака имел трёх сыновей и дочь; от второго брака с Софьей Андерсен имел двоих сыновей и четыре дочери. Портрет архитектора написан в 1820-х годах живописцем Бенуа-Шарлем Митуаром (Benois-Charles Mitoire).

Комментариев нет:

Отправить комментарий