Кутель (Jean-Marie-Joseph Coutelle) Жан-Мари-Жозеф (1748-1835) – шевалье Империи (28 июня 1809 года), полковник (30 декабря 1801 года), первый командир роты французских военных аэростьеров. Родился 3 января 1748 года в Мансе (Le Mans), образование получил в местном колледже, в 1772 году приехал в Париж (Paris), где участвовал в опытах физика Шарля (Alexandre Charles), заинтересовавшегося воздушными шарами после полётов братьев Монгольфье (Freres Montgolfier). 2 апреля 1794 года произведён в капитаны, назначен командиром 1-й воздухоплавательной роты и по декрету Конвента (Convention nationale) занялся производством воздушных шаров для военных нужд Республики. Первый аэростат «L,Entreprenant» (Предприимчивый) (27 метров в диаметре, 140 фунтов балласта и экипаж из двух человек) был использован Самбро-Маасской Армией (Armee de Sambre-et-Meuse) в осаждённом австрийцами Мобеже (Maubeuge) - по приказу генерала Журдана (Jean-Baptiste Jourdan) капитан Кутель и аджюдан Раде (Radet) дважды в день поднимались в воздух для рекогносцировки австрийских позиций. К июню 1794 года под руководством Кутеля были изготовлены аэростаты «Le Celeste» (Небесный), «L,Hercule» (Геркулес), «L,Intrepide» (Неустрашимый), «Le Veteran» (Ветеран), «Le Precurhur» (Предвестник), «Le Svelte» (Стройный) и «Telemaque» (Телемак). Участвовал 25 июня 1794 года в осаде Шарлеруа (Charlerois) и в сражении 26 июня 1794 года при Флерюсе (Fleurus), где вместе с дивизионным генералом Морло (Antoine Morlot) в течение десяти часов с воздуха наблюдал за ходом сражения и подавал сообщения при помощи записок, сбрасываемых с аэростата в мешках с балластом; на земле сообщения немедленно доставлялись генералу Журдану одним из офицеров-воздухоплавателей (во время сражения Кутель неоднократно менял местоположение шара с помощью 64 солдат, которые удерживали и перемещали его, несмотря на сильный ветер). 25 февраля 1796 года – шеф батальона, в 1798 году в составе Восточной Армии (Armee de l,Orient) принял участие в Египетской экспедиции генерала Бонапарта (Napoleon Bonaparte), но, поскольку имущество и оборудование воздухоплавательной роты было уничтожено пожаром, вошёл в состав Комиссии наук и искусств (Commission des Sciences et des Arts), 8 февраля 1800 года (19 плювиоза VIII-го года) произведён генералом Клебером (Jean-Baptiste Kleber) в шефы бригады (утверждён в чине 30 декабря 1801 года), в ноябре 1800 года вместе с инженером Розьером (Franсois-Michel de Roziеre) руководил переходом большого каравана (1 800 верблюдов) на Синайский полуостров (Sinai), после чего на заседании Египетского Института (Institut d,Egypte) сделал доклад о способе доставки двух величественных обелисков из Луксора (Louqsor) (его предложение было успешно осуществлено спустя 25 лет). Возвратился во Францию в 1801 году и 22 декабря того же года (1 нивоза X-го года) назначен заместителем генерального инспектора смотров, с 1805 по 1807 год – генеральный интендант Вюртемберга (Wurtemberg), с 1808 года служил в Испании, 29 марта 1809 года ранен в руку в сражении при Меделине (Medellin). При Реставрации занимал пост заместителя генерального инспектора смотров и вышел в отставку в 1816 году. Умер 20 марта 1835 года в Париже (Paris) в возрасте 87 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез (Cimitiere du Pere-Lachaise). Шевалье Почётного Легиона (17 января 1805 года), Шевалье Святого Людовика (2 июля 1817 года).
Аэростьеры капитана Кутеля при осаде Майнца. 1795 год. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий