вторник, 28 октября 2014 г.

Храповицкий Семён Яковлевич (1752-1819)

Храповицкий Семён Яковлевич (1752-1819) – подпоручик в отставке, титулярный советник, предводитель дворянства Юхновского уезда Смоленской губернии. Родился в 1752 году в семье полковника смоленской хляхты и смоленского совестного судьи Якова Дементьевича Храповицкого, происходил из старинного польского дворянского рода, известного с XVI-го века. В царствование Екатерины II-й принимал участие под командой князя Григория Александровича Потёмкина в кампаниях против турок, вышел в отставку с чином подпоручика и перешёл на гражданскую службу титулярным советником, с 1788 по 1790 год – исправник Юхновского уезда, в 1791-1793 и в 1802-1813 годах избирался уездным предводителем дворянства. Во время Отечественной войны 1812 года сформировал уездное ополчение численностью до 2 000 человек, сосредоточенное на южном берегу реки Угры в районе Юхнова с целью прикрытия Калужской дороги (командирами ополчения назначались отставные военные, не пожелавшие оставаться дома и довольствоваться «ношением охотничьих кафтанов, перепоясанных саблями и с пистолетами за поясом»), в самом Юхнове устроил на собственные средства лазарет и неукоснительно требовал от старшин дворянских имений соблюдения графика полевых работа, чем сохранил помещичьи усадьбы в порядке. Активно сотрудничал с армейским партизанским отрядом Дениса Васильевича Давыдова, причём не только снабжал его припасами, но и осведомлял о движении неприятеля посредством сторожевых постов - «Вскоре после сего я извещен был о пребывании в Юхнове дворянского предводителя, судов и земского начальства, также и о бродящих без общей цели двух слабых казачьих полках в Юхновском уезде. Известие сие немедленно обратило меня к Юхнову, куда чрез Судейки, Луково и Павловское я прибыл 8-го числа. Пришедши туда, я бросился к двух привлекавшим меня предметам: к образованию поголовного ополчения и к присоединению к партии моей казацких полков, о коих я упомянул выше. До первого достиг беспрепятственно: дворянский предводитель Семен Яковлевич Храповицкий подал мне руку помощи со всею ревностию истинного сына Отечества. Сей почтенный старец не только оказал твердость духа, оставшись для примера дворянам с семейством своим на аванпостах Калужской губернии, но ознаменовал особенную силу воли и неусыпную строгость в надзоре за принятыми им мерами к подъятию оружия жителями Юхновского уезда. Отставной капитан Бельский назначен был ими начальствовать. К нему присоединились двадцать два помещика; сто двадцать ружей, партиею моей отбитые, и одна большая фура с патронами поступили для употребления первым ополчившимся, которым сборное место я показал на реке Угре, в селе Знаменском» (Денис Васильевич Давыдов «Дневник партизанских действий»). Полковник Давыдов ходатайствовал о награждении Храповицкого, стараниями которого «партия моя ни единого дня ни в чём нужды не имела, раненые получали пользование, покой и облегчение» - дворянский предводитель был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени с прилагаемым рескриптом князя Михаила Илларионовича Кутузова, высоко оценившего «его благородные действия, делающие честь российскому дворянству». Умер в 1819 году в возрасте 67 лет. Был женат на Марии Львовне Чернышёвой, от которой имел сыновей Степана (1783-1849), Ясона (1785-1851) и Ивана (1791-1864). 


Комментариев нет:

Отправить комментарий