вторник, 15 мая 2018 г.

Трескин Иван Львович (1761-1817)

Трескин Иван Львович (1761-1817) – вице-адмирал (30 августа 1814 года). Родился в 1761 году, происходил из дворян Кирсановского уезда Тамбовской губернии, 12 апреля 1773 года зачислен в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга, откуда 1 мая 1777 года выпущен на действительную службу гардемарином, в 1778 году на борту 66-пушечного линейного корабля «Слава России» совершил переход из Архангельска в Кронштадт, 1 мая 1779 года – мичман, 1 января 1782 года – лейтенант, в 1786-1787 годах во главе транспорта №1 плавал из Петербурга в Петрозаводск с грузами Александровского пушечного завода. Участвовал в боевых действиях русско-шведской войны 1788-1790 годов, на борту 66-пушечного линейного корабля «Мечеслав» капитана 1-го ранга Михаила Ивановича Борисова ( -1801) отличился под командой адмирала Самуила Карловича Грейга (Samuel Greig) (1735-1788) в сражении 6 июля 1788 года при Гогланде (Hogland), 1 мая 1789 года произведён в капитан-лейтенанты с назначением на борт 74-пушечного линейного корабля «Кир Иоанн» капитана 1-го ранга Егора Егоровича Тета (George Tate) (1745-1826), сражался 15 июля 1789 года у южной оконечности острова Эланд (Oland), затем крейсировал в районе островов Борнгольм (Bornholm) и Готланд (Gotland), 2 мая 1790 года участвовал в Ревельском морском сражении, а 22 июня 1790 года под командой адмирала Василия Яковлевича Чичагова (1726-1809) – в Выборгском морском сражении. В 1794 году командовал 36-пушечным фрегатом «Ярославец», в 1795-1797 годах – 30-пушечным фрегатом «Нарва», на борту которого плавал к берегам Англии в составе эскадры вице-адмирала Петра Ивановича Ханыкова (1743-1813), 23 сентября 1797 года – капитан 2-го ранга, командир флагмана контр-адмирала Петра Кондратьевича Карцова (1750-1830), 74-пушечного линейного корабля «Принц Густав», захваченного у шведов в Гогландском сражении, в составе эскадры вице-адмирала Михаила Кондратьевича Макарова (1735-1813) принял участие в экспедиции в Англию, но по пути его корабль получил сильные повреждения во время шторма в проливе Скагеррак (Skagerrak) и затонул (по свидетельству очевидца: «На другой день (2 ноября 1798 года) во все сутки экипаж занимался беспрестанным отливанием воды, 3-го числа корабль находился в небольшом расстоянии от местечка Дроммель на норвежском берегу, а для призыва лоцманов палил временно из пушек, но никто к нему не приехал. 4 ноября корабль находился также вблизи берегов и пушечными выстрелами требовал помощи, но тщетно. Между тем положение его становилось ежеминутно отчаяннее: вода, можно сказать, уже не прибывала в корабль, а лилась в него, ибо течь дошла почти до 10 футов в час; все помпы испортились; люди от беспрестанной и продолжительной работы потеряли силы; словом, не оставалось никаких способов отливать воду, следовательно, и средств спасти корабль. На сей конец был призван сигналом на адмиральский корабль командир корабля «Изяслав». Тогда, собрав всех офицеров, адмирал составил совет, в котором единогласно признано было, что для спасения экипажа не остается другого средства, как оставить корабль «Принц Густав» и переехать на «Изяслав». В полдень спустили на воду с обоих кораблей все гребные суда и начали перевозить людей; при сем случае, к чести офицеров, должно сказать, никто не помышлял о своем имуществе: они следовали примеру бескорыстного и великодушного своего адмирала. В 6-м часу вечера капитан Трескин последним оставил утопающий корабль свой, в котором тогда было 12 футов воды. Вскоре после того ветер повеял от севера и дул тихо. «Изяслав», по приказанию адмирала, во всю ночь держался подле оставленного корабля, который в 9-м часу скрылся в темноте, а поутру его уже не видали: во время ночи он, без всякого сомнения, погрузился в морскую бездну. 5-го числа сделался опять прекрепкий ветер от северо-востока. Пользуясь попутным ветром, адмирал приказал править к берегам Англии и вскоре прибыл на Ярмутский рейд, где и вступил под начальство главнокомандующего русской вспомогательной эскадры вице-адмирала Макарова»). 7 марта 1799 года – командир 74-пушечного линейного корабля «Исидор», в июне 1799 года присоединился к эскадре адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745-1817) в Средиземном море и крейсировал в районе Сицилии (Sicile) и Мальты (Malte), 28 ноября 1799 года – капитан 1-го ранга, 12 января 1803 года – капитан-командор, командир 100-пушечного линейного корабля «Гавриил», в 1805 году в составе эскадры адмирала Тета участвовал в транспортировке десантных войск графа Петра Александровича Толстого (1761-1844) из Кронштадта, Риги и Ревеля в Шведскую Померанию, в 1807 году – капитан над Кронштадским портом. 1 января 1808 года – контр-адмирал, командующий эскадры Черноморского флота, назначенной действовать против турок на побережье Кавказа, в 1811 году переведён на Балтийский флот, в 1813 году командовал морских эскадроном (три линейных корабля, фрегат и бриг), во главе которого крейсировал у побережья Франции и Голландии, участвовал в сражении при Флессингене (Flessingue), затем находился при блокаде Берген-оп-Зома (Bergen-op-Zoom) британскими войсками генерал-лейтенанта сэра Томаса Грэxeма (Sir Thomas Graham) и 8 марта 1814 года отличился при штурме крепости, после окончания боевых действий перевозил на своих кораблях войска 1-й Гвардейской дивизии из Шербура (Cherbourg) в Ораниенбаум, 30 августа 1814 года – вице-адмирал, командир 3-й дивизии Балтийского флота. Умер 23 марта 1817 года в Санкт-Петербурге в возрасте 55 лет. Награждён орденами Святого Георгия 4-го класса (26 ноября 1802 года) («За осьмнадцать шестимесячных морских компаний»), Святого Владимира 4-й степени с бантом, Святого Владимира 3-й степени, Святой Анны 1-й степени, а также золотой шпагой «За храбрость».

Комментариев нет:

Отправить комментарий