Жюльен (Jean-Antoine (Bartolomeo) Julien, dit Julien de Parme) Жан-Антуан, известный как Жюльен из Пармы (1736-1799)
– исторический живописец и портретист швейцарского происхождения. Родился 23 апреля
1736 года в Кавильяно (Cavigliano,
Locarno, Suisse) в семье каменщика
Джакомо Оттолини (Giacomo Ottolini)
и его супруги Люсии Брузетти ди Голино (Lucia Bruzzetti di Golino), в юном возрасте
уехал с матерью в Краведжу (Craveggia,
Val Vigezzo, province du Verbano-Cusio-Ossola,
Piеmont), где обучался живописи под
руководством художника и архитектора Джузеппе Маттиа Боргниса (Giuseppe Mattia Borgnis)
(1701-1761), в 1747 году в возрасте 11 лет отправился во Францию и
совершенствовал своё мастерство в художественных салонах Бурже (Bourges), Диора (Diors) и Шатору (Chаteauroux), в 1756 году приехал в Париж (Paris, Ile-de-France),
но не был принят в мастерские Шарля-Андре ван Лоо (Charles-Andrе van Loo) (1705-1765), Франсуа Буше (Franсois Boucher) (1703-1770) и Мишеля-Анжа Слодца (Michel-Ange Slodtz) (1705-1764), после чего удалился в Мо (Meaux, Seine-et-Marne), где зарабатывал на жизнь портретной живописью.
В 1759 году возвратился в Италию, работал в Генуе (Genova), Сиене (Siena) и Риме (Roma), в 1761 году нанят в качестве
художника французским полномочным министром при дворе герцога Филиппа I-го Пармского (Felipe I di Borbone, Duque de Parma, de Plasencia y de Guastalla) (1720-1765) маркизом Гийомом-Леоном дю Тийо
(Guillaume-Lеon du Tillot) (1711-1774) с
обязанностью поставлять не менее одной картины в год. Одновременно, в своём ателье на Виа
делла Вита (Via della Vite, Rome) тщательно
изучал и копировал произведения античного искусства и мастеров эпохи
Возрождения, таких как Рафаэль (Raffaello Santi) (1483-1520), Караваджо (Polidoro da Caravaggio) (1499-1543), Микеланджело (Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni)
(1475-1564) и под влиянием идей Иоганна Иоахима Винкельмана (Johann Joachim
Winckelmann) (1717-1768) и Антона Рафаэля Менгса (Anton Raphael Mengs) (1728-1779) обратился к неоклассическому стилю в исторической живописи. Славился
своим суровым видом и мрачно-меланхолическим настроением, за что получил от
шведского скульптора Сергеля (Johan Tobias Sergel)
(1740-1814) прозвище «Философ» (Filosofo),
был бескомпромиссен к французскому направлению рококо (rococo), представленному
Франсуа Лемуаном (Francois Lemoine)
(1688-1737), которого называл «художником чуть выше посредственного» (pittore un po,al di sopra del mediocre), а его
последователей обвинял в игнорировании шедевров античности и в том, что они
«всё испортили во Франции» (tutto guastato in Francia).
В мае 1773 года последовал за маркизом дю Тийо в Париж, куда привёз свою
обширную коллекцию живописи, графики и гравюр, в том числе работы Аннибале
Карраччи (Annibale
Carracci) (1560-1609) и Веронезе (Paolo Veronese)
(1528-1588). Поселился на Почтовой улице (Rue des Postes) под именем Жюльен из Пармы и после посещения Парижского
Салона (Salon de Paris)
объявил французских художников «посредственными» (mеdiocres), чем вызвал
раздражение первого королевского живописца Жана-Батиста-Мари Пьера (Jean-Baptiste-Marie Pierre)
(1714-1789) и признанного «Отцом неоклассицизма» (Pеre du nеoclassicisme) Жозефа-Мари
Вьена (Joseph-Marie Vien) (1716-1809), который
упрекнул его в излишнем подражательстве Рафаэлю и несоблюдении правильных
пропорций. Этот демарш изолировал Жюльена от официальной живописи, что сделало
его положение финансово нестабильным и после смерти в 1774 году маркиза дю
Тийо, патронаж над художником принял на себя герцог Неверский (Louis-Jules Barbon-Mancini-Mazarini, Duc de Nivernais) (1716-1798),
заказавший ему в апреле 1777 года серию полотен для замка Сен-Уен (Chateau de Saint-Ouen). В 1780 году Жюльен попытался
поступить в Королевскую Академию живописи и скульптуры (Acadеmie royale de
peinture et de sculpture), но был отвергнут из-за его презрения к французской
школе, в том же году получил пожизненный пенсион от принца де Линь (Charles-Joseph de Ligne) (1735-1814), а в 1782
году в его мастерской обучался Франсуа-Паскаль-СимонЖерар (Francois-Pascal-Simon Gerard) (1770-1837), прозванный впоследствие
«Художником королей и королём художников» (Le peintre des rois et Le roi des peintres). С началом
Революции его финансовое положение сделалось критическим и в 1794 году Жюльен
вынужден был продать свою коллекцию произведений искусства, в 1798 году
живописцы-неоклассицисты Жак-ЛуиДавид (Jacques-Louis David) (1748-1825),
Жерар, Симон Жюльен (Simon Julien)
(1735-1800), Муатт (Alexandre Moitte) (1750-1828) и скульптор Дежу (Claude Dejoux)
(1732-1816) обратились к министру внутренних дел (Ministre des аffaires intеrieures)
Николя-Луи-Франсуа де Невшато
(Nicolas-Louis-Francois de Neufchateau) (1750-1828)
с просьбой оказать помощь оставшемуся в нищете художнику, что и было исполнено
путём единовременной выплаты 500 франков. Умер 28 июля 1799 года в Париже в
возрасте 63 лет. Автопортрет мастера, исполненный в 1777 году, является
достоянием Музея Лувра (Musee du Louvre,
Paris).
Amour debout, 1762 |
Allеgorie de la poеsie, 1767 |
Le mariage d,Alexandre et Roxane, 1768 |
L,empereur Caracalla poignarde son frеre Geta dans les bras de sa mеre Julia, 1775 |
Le tombeau de Daphni, 1780 |
Portrait d,une femme avec un livre, 1789 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий