воскресенье, 12 ноября 2023 г.

Муньос-и-Куэста (Domingo Munoz-y-Cuesta) Доминго (1850-1935)

Муньос-и-Куэста (Domingo Munoz-y-Cuesta) Доминго (1850-1935) – испанский живописец и иллюстратор. Родился 15 января 1850 года в Мадриде (Madrid), художественное образование получил под руководством валенсийского художника Франсиско Доминго Маркеса (Francisco Domingo Marquеs) (1842-1920) в Специальной школе живописи, скульптуры и гравюры (Escuela especial de Pintura, Escultura y Grabado) при Школе изящных искусств Сан-Фернандо (Escuela de Bellas Artes de San Fernando de Madrid), в 1876 году дебютировал со своими карикатурами на страницах журнала «El Mundo Cоmico», в том же году начал сотрудничество с журналами «La Ilustraciоn Militar» и «La Ilustraciоn Espanola y Americana», в 1877 году впервые выставил на Национальной выставке изящных искусств (Exposiciоn Nacional de Bellas Artes) историческое полотно «Publicaciоn de la bula de la Santa Cruzada de Madrid», активно участвовал в выставках Общества Акварели (Sociedad La Acuarela) и Круга изящных искусств и торговли Эрнандеса (Circulo de Bellas Artes y del comercio de Hernandez), в 1880 году в возрасте 30 лет перебрался в Рим (Roma), где продолжил обучение, открыл собственную студию и написал цикл картин, посвящённых борьбе испанцев за независимость (Guerra de Independencia) – эти работы, пропитанные живописной эстетикой Висенте Пальмароли (Vicente Palmaroli Gonzalez) (1834-1896), доставили ему международный престиж и клиентуру. В 1884 году перебрался в Париж (Paris, Ile-de-France), где присоединился к кругу испанских художников, таких как Роман Рибера (Roman Ribera Cirera) (1849-1935), Антонио Фабрес (Antonio Maria Fabres-y-Costa) (1854-1938), Энрике Казанова (Enrique Casanova) (1850-1913), Фелип Масо (Felip Maso de Falp) (1851-1929), Франциско Мираллес (Francisco Miralles-y-Galup) (1848-1901), Хуан Сала (Juan Sala) (1869-1918) и Федерика де Мадрасо (Federico de Madrazo-y-Kuntz) (1815-1894). Его композиции, как правило, небольшие по размеру, почти всегда отсылают к житейским сценам, далеким от блеска боя - игра в карты, допрос гражданского на дороге, ухаживание солдата за дамой, сопровождение военного обоза, посещение кавалеристами кузнеца, чтение письма и другие. В 1895 году представил на Национальной выставке полотно «Las ultimas reservas de Zaragoza», имевшую большой успех, в 1901 году получил второй приз за картину «La amiga», в 1912 году представил одну из своих последних работ «Los piqueros de Bailеn», после чего несколько лет он проработал государственным служащим в Министерстве народного просвещения (Ministerio de Instrucciоn Publica), в 1923 году вышел в отставку. С 1826 года жил в благотворительном учреждении для художников «Резиденция писателей и художников Института Сервантеса в Мадриде» (Residencia de Escritores y Artistas del Instituto Cervantes en Madrid), где и умер почти ослепшим 9 августа 1935 года в возрасте 85 лет. Кавалер ордена Карлоса III-го (Orden de Carlos III), член Общества писателей и художников (Sociedad de Escritores y Artistas), автор иллюстраций для романа Алена-Рене Ласажа (Alain-Renе Lasage) (1668-1747) «Historia de Gil Blas de Santillana», опубликованного издательством «La Maravilla». Был женат на художнице Марии Луизе де ла Рива-и-Каллол (Maria Luisa de la Riva y Callol) (1859-1926), уроженке Сарагоссы (Zaragoza), от которой имел дочь Долорес (Dolores Munoz-y-Cuesta). Портрет художника исполнен Франсиско Прадилья Ортисом (Francisco Pradilla Ortiz) (1848-1921).

Bailarina espanola

Batalla de Bailen

Los piqueros de Bailen

Consejo de guerra

Coracero

Dos soldados napoleonicos

El husar

El interrogatorio, 1885

El juego de cartas

En el herrero

Episodio de la guerra de Espana con Napoleon I

Huyendo de la guerra

La carta

Reuniоn con las tropas

Cazador de caballos y dama

Husar y dama

La parisina

Dragon

Voltigeur

Soldados en el bosque

Soldadas con carro

Soldados

Комментариев нет:

Отправить комментарий