пятница, 6 декабря 2024 г.

Ле Ваше де Шарнуа (Jean-Charles Le Vacher de Charnois) Жан-Шарль (1749-1792)

Ле Ваше де Шарнуа (Jean-Charles Le Vacher de Charnois) Жан-Шарль (1749-1792) – французский журналист, драматург и театральный критик. Родился 14 марта 1749 года в Париже (Paris, Ile-de-France), при Старом режиме (Ancien regime) сделал карьеру в Королевской администрации (Administration Royale), но тяготел к театральному миру, был женат на дочери знаменитых актёров Пьера-ЛуиДюбу (Pierre-Louis Dubus, dit Preville) (1721-1799) и Мадлены Друэн (Madeleine-Angelique-Michelle Drouin) (1731-1794), состоял в дружеских отношениях с Мадам Белькур (Rose-Perrine Le Roy de La Corbinaye, dit Madame Bellecour) (1730-1799) и любовных отношениях с Мадемуазель Дюранси (Madeleine-Cеleste Fieuzal, dit Mademoiselle Duranci) (1746-1780), которая «будучи очарованной, обнаружив в этом молодом человеке и телосложение, и умственные способности, вкусила от их союза невыразимое очарование» (enchantee de trouver dans ce jeune homme a la fois le physique et les ressources de l,esprit, goutait par son union un charme inexprimable), а после разрыва отношений в отчаянии покончила с собой 28 декабря 1780 года в возрасте 34 лет. В 1777 года основал и редактировал газету «Journal des Theatres, ou le Nouveau Spectateur», посвящённую театральной жизни столицы и регионов, благодаря своим критическим рецензиям заслужил весьма противоречивую репутацию: драматург Шарль Палиссо де Монтенуа (Charles Palissot de Montenoy) (1730-1814) отзывался о нём как об «очень презренном и очень презираемом человеке» (homme tres meprisable et tres meprise), в то время как газета «L,Annee Literaire» Луи-Мари-Станисласа Фрерона (Louis-Marie-Stanislas Freron) (1754-1802) отмечала «утонченность и вкус, с которыми он судил театральные пьесы» (finesse et le gout avec lesquels il jugeait les pieces de theatre), принимал активное участие в эстетическом споре, разделившем парижский музыкальный мир и столкнувший между собой защитников французской оперы Кристофa Виллибальдa фон Глюкa (Christoph Willibald von Gluck) (1714-1787) и сторонников итальянской музыки Никколо Вито Пиччинни (Niccolo Vito Piccinni) (1728-1800), известном как «Ссора между глюкистами и пиччинистами» (La querelle des Gluckistes et des Piccinnistes), выступал на стороне Глюка, которого считал «плодородным и возвышенным гением» (genie fecond et sublime), за что подвергся резким нападкам со стороны Жана-Франсуа Лагарпа (Jean-Francois Laharpe) (1739-1803), редактора театральной рубрики в «Mercure de France». В 1782-1783 года поставил на сцене пьесы собственного сочинения «Эзоп на ярмарке» (Esope а la Foire), «Мастер декламации» (Le Maitre de declamation) и «Кто не видит, тот слышит» (Qui ne voit, l,entend), а с 1785 по 1789 года работал над трактатом «Recherches sur les costumes et sur les thеаtres de toutes les nations, tant anciennes que modernes», в котором выказал обширные познания в области театрального костюма и истории театра. С началом Великой Революции полностью погрузился в политическую журналистику и с октября 1789 года издавал газету «Le Spectateur national, ouvrage moral, critique, politique et littеraire», на страницах которой в декабре 1789 года критиковал трагедию Мари-Жозефa Шенье (Marie-Joseph Blaise de Chenier) (1764-1811) «Charles IX ou l,Ecole des rois» за «смехотворную наглость и бред тщеславия» (impudence ridicule et delire de vanite). Будучи убеждённым монархистом (monarchistе), выступал в поддержку Неккера(Jacques Necker) (1732-1804), «чья работа и безупречная честность сделали его гением-покровителем Франции» (dont le travail et l,integrite irreprochable ont fait de lui le genie mecene de la France), осуждал продажное дворянство (noblesse venale) и восхвалял «справедливое наследственное дворянство, переданное нам потомками героев, которых чтит наш народ» (belle noblesse hereditaire qui nous a ete transmise par les descendants des heros que notre peuple honore), проявлял большой энтузиазм по поводу действий генерала Лафайета (Marie-Joseph-Paul-Roch-Gilbert-Motier, Marquis de La Fayette) (1757-1834) и мэра Байи (Jean-Sylvain Bailly) (1736-1793). С 1 декабря 1791 года издавал «Le Spectateur national et le Modеrateur», газету умеренного направления «далекую от всякого фанатизма, сохраняющую спокойствие умеренности и справедливости среди волнений, разделивших королевство и мужественно отвергающую все заявления преувеличенного энтузиазма» (loin de tout fanatisme, conservant le calme de la moderation et de la justice au milieu des troubles qui divisaient le royaume, et rejetant courageusement toutes les pretentions d,un enthousiasme exagere). В день падения монархии 10 августа 1792 года был арестован и заключён в тюрьму Аббатства (Prison de l,Abbaye), где убит 2 сентября 1792 года во время «Сентябрьской резни» (Massacres de septembre) в возрасте 43 лет. Автор работ «Lettre sur Esope а la Foire» (1782 год), «Mirabeau jugе par ses amis et ses ennemis» (1782 год), «Conseils a une jeune actrice, avec des notes necessaires pour l,intelligence du texte, par un cooperateur du Journal des Theatres» (1788 год), «Histoire de Sophie et d,Ursule, lettres extraites d,un portefeuille» (1788 год), «Discours sur le patriotism, prononce le mardi premier septembre 1789, a la suite d,une messe celebree pour les enfants-aveugles, a l,occasion de l,octave de Saint-Louis» (1789 год) и «Almanach du thеаtre du Palais Royal» (1791 год). Гравированный портрет журналиста исполнен в 1795 году Пьером-Ноэлем Виоле (Pierre-Noel Violet) (1749-1819).

Комментариев нет:

Отправить комментарий