пятница, 25 декабря 2009 г.

Давид (Jacques-Louis David) Жак Луи (1748-1825)

Давид (Jacques-Louis David) Жак Луи (1748-1825) – французский художник-неоклассицист, деятель Великой Французской Революции. Родился 30 августа 1748 года в Париже (Paris) в семье мелкого коммерсанта Луи-Мориса Давида (Louis-Maurice David) и его супруги Марии-Женевьевы Бюрон (Marie-Geneviеve Buron), до смерти отца 2 декабря 1757 года воспитывался в пансионе Пикпюс (Picpus), затем поступил в Колледж Четырёх Наций (College des Quatre-Nations) по классу риторики. С детства обнаружил выдающиеся художественные способности и в 1764 году поступил в Академию Сен-Люк (Academie de Saint-Luc), где обучался у королевского живописца Буше (Francois Boucher) (1703-1770), а после смерти последнего - у Вьена (Joseph-Marie Vien) (1716-1809). С 1766 года изучал композицию, анатомию и перспективу в Королевской Академии (Academie royale), в 1769 году получил вторую премию за картину «Сражение Минервы против Марса» (Combat de Minerve contre Mars), в 1772 году вновь завоевал второе место картиной «Диана и Апполон пронзают стрелами детей Ниобии» (Diane et Apollon percant de leurs fleches les enfants de Niobee). В 1774 году за картину «Эрасискрат открывает причину болезни Антиоха» (Erasistrate decouvrant ls cause de la maladie d,Antiochius dans son amour pour Stratonice) получил Большую Римскую премию (Prix de Rome) и уехал в Италию, где провёл пять лет, изучая антики в Парме (Parma), Болонье (Bologna) и Флоренции (Florence). В Италии написал картины «Битвы Диомеда» (Les combats de Diomede) (1776 год), «Похороны Патрокла» (Les funerailles de Patrocle), «Гектор» (Hector) (1778 год), «Патрокл» (Patrocle) (1780 год) и «Святой Рох просит Богоматерь о прекращении чумы» (Saint-Roch intercedant aupres de la Vierge pour les malades de la peste destine), с июля по август 1779 года проживал в Неаполе (Naples), где посетил руины Геркуланума и Помпеи. В 1780 году возвратился в Париж и 23 августа 1783 года был принят в Королевскую Академию живописи за полотно «Страдание Андромахи» (La Douleur d,Andromaque). Открыл собственную мастерскую и вскоре стал настолько модным и известным живописцем, что король Людовик XVI-й (Louis XVI) заказал ему картину, предоставив право выбора сюжета. По этому заказу написал знаменитую «Клятву Горациев» (Le Serment des Horaces) (1785 год), вызвавшую всеобщее удивление и выдвинувшую Давида на позиции лидера неоклассического направления. В октябре 1784 года вместе с женой и учеником Друэ (Jean-Germaine Drouais) отправился в Рим (Rome), где также имел значительный успех. Развивая тему истории древних греков и римлян, исполнил картины «Смерть Сократа» (La Mort de Socrate) (1787 год), «Любовь Париса и Елены» (Les Amours de Paris et d,Helene) (1788 год) и «Ликторы приносят к Бруту трупы его сыновей» (Les licteurs rapportent a Brutus les corps de ses fils) (1789 год). С середины 1786 года вошёл в общество либеральных аристократов и сторонников идей Просвещения, таких как Байли (Jean-Silvain Bailly), Кондорсе (Jean-Antoine-Nicolas de Condorcet), Барер (Bertrand Barere de Vieuzac), Барнав (Antoine-Pierre-Joseph-Marie Barnave) и Александр Ламет (Alexandre de Lameth), в сентябре 1789 года основал группу по реформированию Института изящных искусств (Institution des Beaux-arts) и призвал к отмене привилегий Академии. С началом Революции возглавил художников-патриотов, по заказу Национального Собрания (Assemblee national) написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» (Serment du jeu de paume), размером 10 метров в ширину и 7 в высоту, изображающую 630 депутатов, присутствующих при этом событии (проект не был завершён из-за недостатка финансирования и в 1801 году Давид окончательно от него отказался). В 1790 году – член Якобинского клуба (Club des Jacobins), председатель «Коммуны искусства» (Commune des arts), в 1791 году – заместитель председателя «Салона Свободы» (Salon de la libertе), активно боролся за уничтожение всех Академий. 17 июля 1791 года подписал петицию с просьбой об удалении короля Людовика XVI-го, принесённую революционерами на Марсово поле (Champ de Mars), в 1792 году политические взгляды Давида стали более радикальными и 15 апреля он организовал свой первый Революционный праздник в честь швейцарских солдат полка Шатовьё (regiment suisses de Chateauvieux), поднявших мятеж в Нанси (Nancy). 17 сентября 1793 года при поддержке Марата (Jean-Paul Marat) избран депутатом Конвента (Convention nationale), где присоединился к монтаньярам, 13 октября – член Комитета по образованию (Comite d,instruction publique), несущего ответственность за пропаганду и организацию Гражданских празднеств. Будучи также членом Комиссии памятников (Commission des monuments), предложил создать реестр Национальных сокровищ, играл активную роль в реорганизации Музея Искусств (Museum des Arts) и в начале 1794 года разработал программу благоустройства Парижа. В январе 1793 года голосовал за смерть короля Людовика XVI-го, а после убийства 20 января депутата Лепелетье де Сен-Фаржо (Louis-Michel Lepeletier de Saint-Fargeau) написал картину «Последний миг Мишеля Лепелетье» (Les Derniers moments de Michel Lepeletier). В том же году написал одну из самых известных своих картин – «Марат убит» (Marat assassine) и принимал участие в организации похорон Марата 16 июля 1793 года. В июне 1793 года – президент Якобинского клуба, в следующем месяце – секретарь Конвента, 14 сентября 1793 года - член Комитета общественной безопасности (Comite de salut public), принимал активное участие в политике Террора (Terror revolutionnaire), подписал ордера на арест Фабра д,Эглантина (Philippe-Francois-Nazair Fabre d,Eglantine) и генерала Богарне (Alexandre de Beauharnais). С 5 по 21 января 1794 года (16 нивоза – 2 плювиоза II-го года) – президент Конвента. В качестве организатора Революционных праздников и церемоний занимался устройством «Праздника Братства» (Sete de la reunion du 10 aout), церемонии переноса тела Марата в Пантеон (Pantheon de Paris), «Праздника возвращения Тулона» (Fete de la reprise de Toulon) и «Праздника Высшего существа» (Ceremonie de l,Etre supreme), составлял проекты и эскизы костюмов народных представителей. В день 8 термидора II-го года (26 июля 1794 года) публично поддержал Робеспьера (Maximilien Robespierre) в Конвенте, а после падения последнего был 13 термидора исключён из Комитета общественной безопасности и 15 термидора арестован как человек, близко связанный с «тираном». Несмотря на выступления учеников в его защиту и поддержку Шенье (Marie-Joseph Blaise de Chenier) и Буасси д,Англа (Francois-Antoine Boissy d,Anglas) провёл два года в заключении в тюрьме Люксембург (Luxembourg) и получил свободу только благодаря амнистии 4 брюмера IV-го года (26 декабря 1795 года). После освобождения избран членом Совета Французского Института (Institut de France), всецело отдался живописи и в 1799 году представил одну из лучших своих работ - «Похищение сабинянок» (Les Sabines), выставленную в Салоне (Salon de Paris) до 1805 года и привлекшую почти 50 000 зрителей. Восхищался генералом Бонапартом (Napoleon Bonaparte) со времён победы при Лоди (Lodi), а после заключения мира в Кампо-Формио (Campo-Formio) представил последнему набросок к его портрету. В 1800 году исполнил первый официальный портрет Первого консула – «Бонапарт на Сен-Бернаре» (Bonapart au Grand-Saint-Bernard). При Консульстве в качестве художественного консультанта разработал костюмы для членов правительства и участвовал в отделке Тюильри (Tuileries). С воодушевлением принял Империю и стал придворным художником Императора, по заказу которого исполнил парадные композиции «Коронация Императора Наполеона I-го и Императрицы Жозефины» (Le Sacre de Napoleon) (1805-1807 года), размером 9,80 на 6,21 метров, и «Раздача орлов на Марсовом поле» (La Distribution des Aigles) (1810 год). Написал также «Наполеон в своём рабочем кабинете» (Napoleon dans son cabinet de travail) (1812 год), «Леонид при Фермопилах» (Leonidas aux Phermopyles) (1814 год). При первой Реставрации Бурбонов был лишён звания придворного художника, во время «100 дней» присоединился к Императору и подписал «Дополнительный Акт» (Acte additionnel aux Constitution de l,Empire). После поражения при Ватерлоо (Waterloo) укрылся в Швейцарии, но в августе 1815 года возвратился во Францию и по декрету от 12 января 1816 года был изгнан как «цареубийца». Поселился в Брюсселе (Bruxelles), где и умер 29 декабря 1825 года в возрасте 77 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез (Pere-Lachaise) в Париже. Шевалье Почётного Легиона (18 декабря 1803 года). Воспитал 425 учеников, среди которых наиболее известны Фабр (Francois Xavier Fabre), Викар (Jean-Baptiste-Joseph Wicar), Дебре (Jean-Baptiste Debret), Гро (Antoine-Jean Gros), Жироде (Anne- Louis Girodet de Rousy-Troisson), Жерар (Francois-Pascal-Simon Gerard) и Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres). С 1782 года был женат на Маргарите-Шарлотте Пекуль (Marguerite-Charlotte Pеcoul), с которой развёлся в 1793 году, но повторно вступил в брак 10 ноября 1796 года, и от которой имел четверых детей.
Автопортрет, 1794
Автопортрет, 1813
Gaspard Mayer
Madame Rеcamier, 1800
Marguerite-Charlotte David, 1813
Madame de Verninac, 1799
Suzanne Le Peletier de Saint-Fargeau, 1804
Francois Devienne, 1792
Alphonse Leroy (1741-1816)
Philippe-Laurent de Joubert (1729-1792)
Маршал Сульт
Бонапарт на перевале Сен-Бернар 20 мая 1800 года, 1801
Император в своём кабинете в Тюильри, 1812
Вручение Орлов 5 декабря 1804 года, 1810
Le Sacre de Napoleon





Комментариев нет:

Отправить комментарий