среда, 3 марта 2010 г.
Бурдон де Ватри (Marc-Antoine Bourdon de Vatry) Марк-Антуан (1761-1828)
Бурдон де Ватри (Marc-Antoine Bourdon de Vatry) Марк-Антуан (1761-1828) – барон Империи (31 января 1810 года), французский государственный деятель, младший брат революционного деятеля Леонара Бурдона (Louis-Jean-Joseph-Leonard Bourdon de la Cronier) (1754-1807). Родился 24 ноября 1761 года в Лоньи-о-Перш (Longny-au-Perche, Orne) в семье финансиста Луи-Жозефа Бурдона де Планш (Louis-Joseph Bourdon des Planches), образование получил в Колледже д,Аркура (College d,Harcourt) в Париже (Paris), в 1778 году начал карьеру в Морском бюро Бреста (Bureaux de la marine a Brest), с 1781 года служил в Соединённых Штатах в качестве секретаря адмирала де Грасса (Francois-Joseph-Paul, marquis de Grasse), в Йорктауне (Yorktoun) написал для Адмиралтейства расчёт военно-морских операций в Мексиканском заливе и на побережье Северной Америки, 12 апреля 1782 года ранен в сражении при Доминикане, затем назначен секретарём нового главнокомандующего французскими силами маркиза де Водрейля (Louis-Philippe de Rigaud de Vaudreuil) и участвовал в Бостоне (Boston) в погрузке корпуса генерала Рошамбо (Jean-Baptiste-Donatien de Vimeur de Rochambeau), предназначенного для экспедиции на Сан-Доминго (Saint-Domingue). После возвращения во Францию руководил с 1792 по 1797 год колониальным бюро (administration gеnеrale des colonies) морского министерства (Ministere de la Marine), затем назначен морским префектом (prefet maritime) Антверпена (Anvers), с 2 июля по 22 ноября 1799 года – морской министр, в июле 1799 года получил письмо от американского изобретателя Роберта Фултона (Robert Fulton) (1765-1815) с просьбой о содействии в постройке подводной лодки: «Гражданин Фултон просит Исполнительную Директорию разрешить ему построить изобретённую им машину в Париже и испытать её против рага. Он осуществит это испытание сам и не ждёт другой награды после более чем 18 месяцев трудов, расходов и хлопот, кроме удачного осуществления своего вклада в восстановление мира, свободы мореплавания, торговли и укрепления Республики»; Бурдон представил проект на рассмотрение Военного комитета (Comite de la guerre), который наложил резолюцию: «Изобретатель не шарлатан. Он предлагает вести своё судно сам и, таким образом, даёт свою голову как залог в обеспечение успеха», но разрешение на постройку не дал. В 1801 году занимал пост морского префекта Гавра (Havre), в 1801 году противился экспедиции генерала Леклерка (Charles-Victor-Emmanuel Leclerc) на Сан-Доминго, но на его возражения Первый консул Бонапарт (Napoleon Bonaparte) ответил: «Я хочу избавиться от 60 000 республиканских солдат армии Моро». 17 сентября 1802 года (30 фрюктидора X-го года) – морской префект Воклюза (Vaucluse), 11 ноября 1802 года (20 брюмера XI-го года) – морской префект Авиньона (Avignon), с 25 июля 1805 года по 10 апреля 1809 года – морской префект департамента Мэн-и-Луары (Maine-et-Loire), с 1809 по 25 марта 1814 года – морской префект Генуи (Genes), строил мосты, дамбы и дороги. При первой Реставрации назначен 12 июля 1814 года директором морского персонала (Directeur du personnel de la Marine) и 21 июля 1814 года - интендантом Флота (Intendant des armees navales), во время «100 дней» присоединился к Императору и 4 мая 1815 года был назначен морским префектом департамента Изер (Isere), после второй Реставрации вышел 10 августа 1815 года в отставку и удалился в частную жизнь. Умер 22 апреля 1828 года в Париже в возрасте 66 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез (Pere-Lachaise). Автор «Описания морских операций графа де Грасса в 1780-1782 годах» (Expose des operations de l,armаde navale du Comte de Grasse de 1780 a 1782) (Париж. 1785 год).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий