Базен Пётр Петрович (Pierre-Dominique Bazaine) (1786-1838) – генерал-лейтенант (7 апреля 1830 года), директор корпуса Путей Сообщения, математик и писатель. Родился 13 января 1786 года в Сэ (Sey, Moselle) в семье Пьера Базена (Pierre Bazaine) (1759-1832) и его супруги Франсуазы Жильбер (Francoise Gilbert) (1758- ), образование получил в Париже (Paris), где окончил курс Политехнической школы (Ecole Polytechnique), в 1803 году начал карьеру инженера в Италии и южной Франции, где обратил своими выдающимися способностями внимание Императора Наполеона I-го - как первый воспитанник Парижской Политехнической школы, он по просьбе Александра I-го, был вместе с тремя другими молодыми инженерами прислан их Парижа в Санкт-Петербург для образования в России Корпуса инженеров Путей Сообщения. Принятый в 1810 году в российскую службу с чином подполковника, Базен, однако, не сразу приступил к возложенной на него деятельности из-за разгоревшейся войны 1812 года - он был выслан из Санкт-Петербурга и откомандирован в распоряжение одесского генерал-губернатора герцога Эммануила Осиповича де Ришелье (Armand-Emmanuel-Sophie-Septemanie de Vignerot du Plessis, Duc de Richelieu) (1766-1822), под руководством которого составил проект Евпаторийского порта, после чего в течение двух лет служил в Ярославле, Пошехонье и в Восточной Сибири, где целиком посвятил себя ученым изысканиям, написав свой замечательный трактат о дифференциальном исчислении и несколько мемуаров о приложении плоской геометрии и различных свойствах протяжения трех измерений. После окончания боевых действий в 1815 году возвратился в Петербург, был награждён чином полковника и назначен профессором кафедры высшего анализа и механики в институте Путей Сообщения. 1 марта 1820 года - генерал-майор, в 1823 году - член Совета Путей Сообщения и генерал-инспектор, в январе 1824 года – директор Корпуса, председатель комитета строений и гидравлических работ в Петербурге, в 1826 году основал «Журнал путей сообщения», положивший начало широкой публикации научных работ по проблемам транспорта и развития путей сообщения в области строительного искусства, в 1828 году командирован во Францию, а после возвращения произведен 7 апреля 1830 года в генерал-лейтенанты. Практическая инженерно-строительная деятельность Базена оставила обширные следы в истории российского строительства, его главнейшие работы - устройство Обводного канала в Петербурге; снабжение водою Ямской Слободы и Таврического Сада; постройка шлиссельбургских гранитных шлюзов (по поводу последнего сооружения написал трактат, которым доказывал возможность огромного сбережения вод Ладожского канала пропуском судов через его шлюзы «Memoire sur les bassins d,epargne»). В период с 1820 по 1832 год создал проект перестройки Исаакиевского собора; устрол первый в России цепной мост в Екатерингофском парке; перестроил Охтенский пороховой завод; углубил устья Невы и ее каналов; возвёл здания Сената и Синода; переустроил здание Университета; соорудил купол над Троицким собором. В 1834 году по причине расстроенного здоровья переведен в корпус военных инженеров с назначением состоять при Великом Князе Михаиле Павловиче, однако, болезнь сердца вынудила его уехать за границу для лечения. Умер в Париже 28 сентября 1838 года в возрасте 52 лет, похоронен на кладбище Монмартра (Simitiere du Montmartre). Автор сочинений: «Memoire sur l,etat actuel du systeme de Vychni-Volotchok, ou de la principale communication artificielle etablie entre la mer Caspienne et la Baltique», «Memoire sur l,impossibilite de ramener par un simple approfondissement le niveau du canal de Ladoga, a la meme hauteur, que celui du lac du meme nom», «Notice sur un nouvel artifice propre a diminuer la depense d,eau des canaux en general et sur un nouveau systeme de petite navigation», «Memoires sur les methodes de raccordement a employer pour les alignements des routes», «Notice sur la construction des paratonnerres», «Notice sur un nouvel appareil gazogene», «Memoire sur la construction des Chaussees, et sur la determination des distances moyennes pour le transport des materiaux», «Introduction a l,etude de la statique synthetique, a l,usage des eleves de l,institut des voies de communications», «Demonstration du principe des vitesses virtuelles, considere comme base de la mecanique», «Notices sur la composition des reliefs», «Memoire sur un nouveau systeme relatif a l,etablissement d,un chantier general destine a la construction, au radoub et a la conservation des vaisseaux», «Memoire sur les machines a vapeurs en general», «Memoire sur la determination de la force expansive de la vapeur, et des avantages qu,on en peut retirer sous le rapport industriel», «Memoire sur les moyens de preserver les machines a vapeur des exploisions auxquelles elles sont exposees» и «Memoire sur la fabrication, et en particulier sur le sechage de la poudre a canon». Коммандор Почётного Легиона, награждён Орденами Белого Орла, Святого Владимира 2-й степени, Святого Александра Невского и прусским Орденом Красного Орла 2-й степени, почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук, Минералогического Общества, Санкт-Петербургского Университета (1834 год), а также Академий Турина (Turin), Стокгольма (Stockholm) и Мюнхена (Munchen). Был дважды женат: первым браком на Мари-Мадлен Вассёр (Marie-Madeleine Vasseur) (1788-1840), от которой имел троих детей: Мелани (Melanie Bazaine) (1808-1852), Пьер-Доминик (Pierre-Dominique Bazaine) (1809-1893) и Франсуа-Ашиль (Francois-Achille Bazaine) (1811-1888), будущий маршал Франции; вторым браком на Стефани де Зеновер (Stephanie de Senovert) (1801-1847), от которой имел дочь Матильду-Элизабет-Полину (Mathilde-Elisabeth-Pauline Bazaine) (1819-1899).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий