Сражение у острова Экс (La bataille de l,ile d,Aix), или «Дело поджигателей» (Аffaire des brulots) – морское сражение, произошедшее 11-12 апреля 1809 года между британской и французской эскадрами неподалёку от устья Шаранты (Charente) между Фура (Fouras) и островом Олерон (Ile d,Oleron) к северу от острова Экс. После установления Континентальной блокады (Blocus continental), британский флот заблокировал все порты Империи от Байонны (Bayonne) до Гамбурга (Hambourg), а также подверг угрозе французские колонии на Антильских островах (Antilles), вследствие чего Император принял решение направить туда эскадру со снабжением и подкреплениями – 21 февраля 1809 года корабли адмирала Вилломеца (Jean-Baptiste-Philibert Willaumez) (1761-1845) отплыли из Бреста (Brest) в Рошфор (Rochefort) и, ожидая присоединения эскадры из Лориента (Lorient) и Рошфорского морского эскадрона, встали на якорь у устья Шаранты, между тем, Рошфорская эскадра (80-пушечный линейный корабль «Ville de Varsovie», фрегаты «Patriote», «Calcutta» и «Jemmapes» под общей командой капитана Бержере (Jacques Bergeret) (1771-1857) не были подготовлены к походу и не смогли выйти в море, за что приказом морского министра (ministre de la marine) от 6 марта 1809 года капитан Бержере был отстранён от должности. Вслед за ним лишился командования и адмирал Вилломец, потерявший севший на мель 74-пушечный корабль «Jean Bart», после чего флот временно возглавил контр-адмирал Гурдон (Antoine-Louis Gourdon) (1765-1833), который 17 марта 1809 года передал командование вице-адмиралу Аллеману (Zacharie-Jacques-Theodore Allemand) (1762-1826) 22 марта 1809 года французские корабли были замечены британской эскадрой адмирала Гамбьера (John James Gambier, 1st baron Gambier) (1756-1833), занявшей позицию на рейде Басков (Rade des Basques) к северо-западу от острова Экс, причём англичане получали подкрепления и к концу марта численность их эскадры возрасла до 76 единиц – 12 линейных кораблей во главе с 120-пушечным флагманом «Caledonia», семь фрегатов, семь корветов, четыре военных катера и 46 брандеров, транспортных и лёгких судов, в том числе три «адских корабля» (navires-machines infernales), подготовленных полковником Конгривом (Sir William Congreve) (1772-1828), а также шхуна «Whiting» и тендеры «Nimrod» и «King Georges», оборудованные эстакадами для «Ракет Конгрива». Адмирал Аллеман, располагающий 14 кораблями, выстроил свои силы на рейде острова Экс тремя линиями: в первой линии 44-пушечные фрегаты «Hortense», «Indienne» и «Pallas»; во второй линии 55-пушечный линейный корабль «Calcuttе», 80-пушечные линейные корабли «Ville de Varsovie» и «Foudroyant», 118-пушечный флагманский линейный корабль «Ocean», 74-пушечные линейные корабли «Regulus» и «Cassard»; в третьей линии 74-пушечные линейные корабли «Aquilon», «Tonnerre», «Patriote», «Jemmapes» и 44-пушечный фрегат «Elbe». Адмирал Гамбьер принял решение атаковать французскую линию брандерами и с этой целью переоборудовал в «поджигателей» все лёгкие и транспортные суда, в том числе и фрегат «Mediator», превращённый в плавающую бомбу. Чтобы избежать подобного нападения, французский командующий приказал установить перед своими кораблями плавающую эстакаду длиной 900 туазов (около 1 800 метров), а также вооружить каронадами 73 шлюпки, предназначенные для патрулирования. 11 апреля 1809 года британские корабли, пользуясь сильным северо-западным ветром, вышли на позиции, встали на якорь на грани досягаемости береговых орудий островов Экс и Олерон и с наступлением темноты пустили на французские линии около 30 брандеров, дорогу которым расчистил фрегат «Mediator», взорвавший защитную эстакаду. Следствием атаки стал полнейший беспорядок во французской линии, корабли которой поломали строй, стремясь избежать «поджигателей», после чего адмирал Аллеман скомандовал «свободу маневра» (liberte de manoeure). К рассвету 12 апреля на якорях остались только линкоры «Foudroyant» и «Cassard» под общим командованием контр-адмирала Гурдона, остальные корабли оказались разбросаны по мелям и банкам, а их экипажи, стремясь облегчить свои суда, занимались под плотной бомбардировкой англичан эвакуацией орудий и каронад. В ходе сражения от вражеского огня сгорели линейные корабли «Ville de Varsovie», «Tonnerre», «Aquilon» и «Calcuttе», 7 линейных кораблей и три фрегата получили тяжёлые повреждения, а 15 апреля затонул и фрегат «Indienne», разбитый о скалы; французы потеряли 250 убитых, 800 раненых и 650 пленных (потери англичан – 32 человека). 31 августа 1809 года в Рошфоре состоялся военный суд, в результате которого Военно-морской совет (Le Conseil de guerre maritime) приговорил капитана Лафона (Jean-Baptiste Lafon) (1760-1809), командира «Calcutte» к расстрелу, капитана Ла Кэлля (Charles-Nicolas La Caille) (1754-1819), командира «Tourville» - к двум годам заключения и исключению из Почётного Легиона (был реабилитирован королём Людовиком XVIII-м 17 октября 1816 года), капитана Прото (Guillaume-Marcelin Proteaux) (1772-1837), командира «Indienne» - к трёхмесячному заключению, капитан Клеман де ла Ронсьер (Nicolas-Julien Clement de la Ronciere) (1753-1815), командир «Tonnerre» был оправдан; вице-адмирал Мартен (Pierre Martin) (1752-1820), публично осудивший смертный приговор, был освобождён от своих обязанностей, а Аллеман заменён адмиралом Трюге (Laurent-Jean-Francois Truguet) (1752-1839).
|
Le Régulus echoue pres de l,ile Madame le 12 avril 1809 |
|
Les vaisseaux francais aux prises avec les brulots ennemis, 11 avril 1809 au soir par Louis-Philippe Crepin (1772-1851) |
|
La bataille de l,ile d,Aix par Dominique-Charles Fouqueray (1869-1956), 1902 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий