вторник, 3 декабря 2019 г.

Меюль (Etienne-Nicolas Mehul) Этьенн-Николя (1763-1817)

Меюль (Etienne-Nicolas Mehul) Этьенн-Николя (1763-1817) – французский композитор. Родился 22 июня 1763 года в Живе (Givet, Ardennes) в семье виноторговца Жана-Франсуа Меюля (Jean-Francois Mehul), получил строгое религиозное воспитание в францисканском монастыре ордена Реколектинов в Живе (Сouvent Franciscain des Recollectines de Givet), где в возрасте 10 лет занял место органиста, с 1775 года брал уроки композиции у монаха Вильгельма Хансера (Wilhelm Hanser) в аббатстве Лавль-Дьё (Аbbaye de Laval-Dieu), продемонстрировал значительные музыкальные достижения и в 1779 году отправился в Париж (Paris) с рекомендательными письмами к композитору Глюку (Christoph Willibald Ritter von Gluck) (1714-1787). Совершенствовал мастерство под руководством клавесениста и композитора Эдельмана (Jean-Frederic Edelmann) (1749-1794) и уже в 1782 году одна из его композиций по тексту драматурга Жана-Батиста Руссо (Jean-Baptiste Rousseau) (1670-1841) была исполнена в рамках Духовного концерта (Concert spiritual), в 1783 году опубликовал сборник из трёх сонат для фортепиано, а в 1788 году – второй сборник. 4 сентября 1790 года с большим успехом дебютировал на сцене Итальянской Комедии (Comеdie Italienne de Paris) с оперой «Euphrosyne, ou Le Tyran corrigе» по либретто драматурга Франсуа-Бенуа Хоффмана (Franсois-Benoit Hoffman) (1760-1828). В марте 1792 года подвергся остракизму Парижского муниципалитета (Municipalite de Paris) за провал оперы «Cora», но быстро восстановил свои позиции благодаря огромной популярности представленных на сцене Итальянской Комедии опер «Stratonice» (3 мая 1792 года) и «Mеlidore et Phrosine» (6 мая 1794 года), а также знаменитой музыке к «Походной песне» (La chante du depart) на стихи Жозефа Шенье (Marie-Joseph Blaise de Chenier) (1764-1811). В 1795 году вместе с композиторами Франсуа-Жозефом Госсеком (Francois-Joseph Gossec) (1733-1829) и Андре-Эрнестом-Модестом Гретри (Andre-Ernest-Modeste Gretry) (1741-1813) избран членом Французского Института (Institut de France) и назначен одним из пяти инспекторов (Госсек, Лесюёр (Jean-Franсois Lesueur) (1760-1837), Керубини (Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini) (1760-1842), Гретри и Меюль) Музыкальной консерватории (Conservatoire de musique), 4 июня 1799 года представил на сцене Парижской Оперы (Opеra de Paris) оперу «Adrien», с восторгом принятую публикой, между 1799 и 1816 годами на сцене Комической оперы (Opеra-Comique de Paris) презентовал с неизменным успехом оперы «Ariodant» (11 октября 1799 года), «Irato ou L,Emportе» (18 февраля 1801 года), «Une Folie» (5 апреля 1802 года), «Le trеsor supposе, ou Le danger d,еcouter aux portes» (29 июля 1802 года), «Joanna» (23 ноября 1802 года), «Hеlеna» (1 марта 1803 года), «Les deux Aveugles de Tolеde» (28 января 1806 года), «Gabrielle d,Estrеes ou Les Amours d,Henri IV» (25 июня 1806 года), «Joseph» (17 февраля 1807 года) и «La Journеe aux aventures» (16 ноября 1816 года), заслужив репутацию одного из самых значительных представителей французской оперы между Глюком и «романтиками». В 1807 году награждён Римской премией (Prix de Rome) за кантату «Ariane а Naxos», в 1816 году вышел в отставку и поселился в Иересе (Hyeres, Var), где воплотил свою страсть к садоводству, в особенности к тюльпанам, «цветение которых было для его глаз тем же, что музыка Моцарта и Глюка для его слуха» (Dont la fleur еtait pour ses yeux la mеme que la musique de Mozart et Gluck pour son audition). Умер от туберкулёза 18 октября 1817 года в Париже в возрасте 54 лет. Шевалье Почётного Легиона (14 июня 1804 года). Портрет композитора исполнен Жозефом Вирцем (Joseph Wiertz) (1806-1865) с оригинала работы 1795 года Жозефа Дюкро (Joseph Ducreux) (1735-1802).
«Mehul enseignant les chants patriotiques au peuple de Paris», par Charles-Victor-Eugene Lefebvre (1805-1882), 1870
Par Antoine-Jean Gros (1771-1835), 1799, Musee Carnavalet

Комментариев нет:

Отправить комментарий