понедельник, 29 июня 2020 г.

Плавильщиков Пётр Алексеевич (1760-1812)

Плавильщиков Пётр Алексеевич (1760-1812) – известный российский актёр и литератор. Родился 24 марта 1760 года в Москве в купеческой семье, в 1768 году поступил в Гимназию при Московском Университете, откуда в 1776 году в возрасте 16 лет зачислен в Университет студентом, под руководством профессоров Дмитрия Сергеевича Аничкова ( -1788), Иоганна Матиаса Шадена (Johann Matthias Schaden) (1731-1797), Харитона Андреевича Чеботарёва (1746-1815) и Антона Алексеевича Барсова (1730-1791) освоил курсы по фортификации, гражданской архитектуре, гидравлике, физике, математике, нравственной философии, логике, метафизике, истории, красноречию и стихотворству, показал блестящие успехи в изучении французского, английского и немецкого языков, вместе с тем, серьёзно увлекался театром, который считал «забавой, исправляющей нравы», играл в Университетском театре и проявил недюжинный драматический талант. После окончании курса в 1779 году служил преподавателем истории, но вскоре оставил педагогику и дебютировал на сцене Петровского театра антрепренёра Майкла Меддокса (Michael Maddox) (1747-1822), в 1782 году перешёл в Петербургский русский театр «на первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах» - играл Секста и Энея в пьесах Якова Борисовича Княжнина (1742-1791) «Титово милосердие» и «Дидона»; Оскольда в пьесе Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) «Семира»; Правдина и Скотинина в «Недоросле» Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), Крэбтри (Crabtree) в «Школе злословия» (The School for Scandal) Ричарда Шеридана (Richard Brinsley Sheridan) (1751-1816), обладал превосходной сценической внешностью, уделяя большое внимание созданию внешнего облика своего героя, особенно костюму, его игра отличалась повышенной эмоциональностью - в самых сильных сценах Плавильщиков терял «равновесие в игре своей» и его герои впадали на сцене «в буйственное негодование», заслужил симпатии публики, а директор театра, тайный советник и камергер Василий Ильич Бибиков (1740-1787) стал его меценатом. В 1787 году – инспектор Петербургской императорской труппы, в 1791 году назначен «постановщиком пьес» и заведующим ролями и библиотекой, преподавал в Академии художеств и Кадетском корпусе русскую словестность «по собственному начертанию», а в Горном корпусе – риторику «своего собственного сочинения», с 1792 года совместно с Иваном Андреевичем Крыловым (1769-1844) издавал журнал «Зритель», где помещал свои статьи о театре и зрелищах в Древней Греции. В 1794 году возвратился в Московский театр Меддокса, Клердона в трагедии «Безбожный» (Der Freigeist) Иоахима Вильгельма фон Браве (Joachim Wilhelm von Brawe) (1738-1758), Ярба и Тита в «Дидоне» и «Титовом милосердии» Княжнина, Пастора в «Сыне любви» Августа Фридриха Фердинанда фон Коцебу (August Friedrich Ferdinand von Kotzebue) (1761-1819), Эдипа в трагедии «Эдин в Афинах»Владислава Александровича Озерова (1769-1816) и других, обучал крепостные труппы богатых московских театралов, в том числе князя Петра Михайловича Волконского (1776-1852) и Николая Алексеевича Дурасова (1760-1818), вёл класс декламации в университетском Благородном пансионе. При приближении Великой Армии (Grande Armee) к Москве удалился в провинцию и умер 18 октября 1812 года в селе Ханенево Бежецкого уезда Тверской губернии в возрасте 52 лет. Действительный член Московского Общества любителей Российской словестности (29 сентября 1811 года), автор трагедий «Дружество» (1783 год), «Тахмас Кулыхан» (1785 год), «Рюрик» (1791 год) и «Ермак покоритель Сибири» (1806 год), комедий «Бобыль» (1792 год), «Мельник и Сбитенщик – соперники» (1793 год), «Братья Своеладовы, или неудача лучше удачи», «Чистосердечие», «Парик», «Сговор Кутейника» (1799 год), «Сибиряк» (1807 год) и «Сиделец» (1807 год), драм «Барский проступок», «Граф Вальтрон, или Воинская подчиненность» и «Ленса, или Дикие в Америке» с хорами и балетом (1799 год), статей «Нечто о врожденном свойстве душ российских» (1792 год) и «Театр» (1792 год), а также од «На взятие Очакова 1788 года 6 декабря» (1788 год), «На заключение мира со шведами» (1790 год) и «На всерадостнейшее коронование Его Императорского Величества Александра Павловича, Самодержца Всероссийского, совершившееся сентября в 15 день 1801 года» (1801 год); полное собрание его сочинений (4 тома) было издано в Санкт-Петербурге в 1816 году под названием «Сочинения Плавильщикова». Портрет актёра, исполненный Петром Васильевичем Басиным (1793-1877), является достоянием Государственного центрального театрального музея имени Алексея Александровича Бахрушина (1865-1829) в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий