вторник, 29 декабря 2020 г.

Стрейчи (Christopher Strachey) Кристофер (1778-1855)

Стрейчи (Christopher Strachey) Кристофер (1778-1855) – капитан Королевского военно-морского флота (Royal Navy) (28 июня 1814 года). Родился 10 октября 1778 года в семье капеллана Джона Стрейчи (John Strachey (1738- ) и его супруги Энн Уомбвелл (Anne Wombwell) (1750- ), 17 февраля 1792 года в возрасте 13 лет поступил в Дептфорде (Deptford) на морскую службу слугой капитана (Captain,s Servant) Гайда Паркера (Sir Hyde Parker) (1739-1807), командира королевской яхты «Royal Charlotte», в следующем году совершил плавание до Лиссабона (Lisbon) на борту 38-пушечного фрегата «Phaeton» капитана Дугласа (Sir Andrew Snape Douglas) (1761-1797), в апреле 1794 года определён на 100-пушечный линейный корабль «Queen Charlotte», флагман адмирала Хоу (Sir Richard Howe) (1725-1799), затем адмирала Кейта (Sir George Keith Elphinstone) (1746-1823), в сражении против французской эскадры контр-адмирала Вилларе де Жуайеза (Louis-Thomas Villaret de Joyeuse) 28-29 мая 1794 года при Уэссане (Ushant) получил осколочное ранение, но уже 1 июня участвовал во втором сражении при Уэссане (Glorious First of June), в 1795 году некоторое время служил на борту 32-пушечного фрегата «Niger» капитана Фута (Edward James Foote) (1767-1833), но вскоре возвратился на «Queen Charlotte». 15 марта 1798 года – лейтенант 24-пушечного фрегата «Hyaena» капитана Бойла (Courtnay Boyle) (1770-1844), 29 апреля 1802 года – коммодор, служил на Средиземном море (Mediterranean) на борту 28-пушечного фрегата «Resourse» капитана Джона Криспо (John Crispo) (1773-1841), 28-пушечного фрегата «Heldin» капитана Джона Филлипса (John Phillips) и 110-пушечного линкора «Ville de Paris», флагмана адмиралов Джона Джервиса (John Jervis) (1735-1823) и Корнуоллиса (Sir William Cornwallis) (1744-1819), 17 мая 1803 года – командир 18-пушечного шлюпа «Jalouse», 14 июня 1803 года отличился в бою у мыса Блан-Нез (Cap Blanc-Nez, Pas-de-Calais), где совместно с 36-пушечным фрегатом «Immortalite» капитана Оуэна (Edward William Campbell Rich Owen) (1771-1849) и 18-пушечным шлюпом «Cruizer» коммодора Хэнкока (John Hancock) атаковал под огнём береговых батарей и захватил французские 4-пушечную шхуну «L,Inabordable» и 4-пушечный бриг «La Commode». В августе 1804 года вследствие болезни передал командование шлюпом лейтенанту Кертису (Sir Lucius Curtis) (1786-1869), будущему адмиралу Флота и сошёл на берег на острове Мальта (Malta), в следующем году возобновил свои функции на борту «Jalouse» и в мае 1806 года возвратился в Англию. 18 октября 1806 года – командир 22-пушечного шлюпа «Dauntless», весной 1807 года прибыл в Северный Ярмут (North Yarmouth), откуда совместно с 22-пушечным шлюпом «Valorous» коммодора Манжена (Reuben Cailland Mangin) (1780-1846) и 22-пушечным шлюпом «Combatant» коммодора Маккензи (Alexander Richard Mackenzie) отплыл в Балтийское море (Baltic Sea) для конвоирования военных поставок и поддержки наземных операций союзников против французов, 12 мая 1807 года участвовал в транспортировке российского корпуса (8 000 человек) генерала графа Николая Михайловича Каменского (1776-1811), направленного для поддержки прусского гарнизона генерала графа фон Калкрейта (Friedrich Adolf von Kalkreuth) (1737-1818), осаждённого в крепости Данциг (Danzig) X-м армейским корпусом маршала Лефевра (Francois-Joseph Lefebvre) (1755-1820), 15 мая поддерживал огнём высадку десанта, который после яростного боя был с большими потерями отброшен прибывшими к Данцигу французскими подкреплениями, 19 мая 1807 года получил приказ подняться по Висле (Wisla), разрушить построенный французскими сапёрами понтонный мост на остров Холмен (Holmen-Insel), прорваться к крепости и доставить в Данциг груз овса и 600 баррелей пороха – операция началась удачно, ему удалось разрушить мост, но из-за чрезмерной загруженности шлюп потерял управление и выбросился на песчаный берег острова Холмен в пределах огня французской артиллерии, после чего подвергся бомбардировке и обстрелу подоспевшей вражеской лёгкой пехоты – после часового ожесточённого боя Стрейчи вынужден был поднять белый флаг (в плен попали командир шлюпа и 80 моряков экипажа). Оставался во Франции в качестве военнопленного вплоть до окончания боевых действий, после возвращения на родину предстал перед военным судом (Court-martial), был безоговорочно оправдан и удостоен высокой оценки его доблести и духа, 28 июня 1814 года – капитан, 1 октября 1816 года вышел в отставку. Умер 5 мая 1855 года в Лондоне в возрасте 76 лет. Кавалер российского ордена Святого Владимира 4-й степени (20 марта 1820 года). Во время своего пребывания в плену во Франции женился на Маргарите де Рош д,Обермениль (Marguerite de Roche d,Aubermesnil), дочери Марии-Мадлен-Шарлотты д,Обермениль (Marie-Madelaine-Charlotte d,Aubermesnil) (1768-1828) и бывшего подполковника королевской пехоты шевалье Филиппа-Анри де Рош (Philippe-Henri de Roche) (1742-1835), от которой имел четверых сыновей и трёх дочерей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий