Блэйкли (Johnston Blakeley) Джонстон (1781-1814) – коммодор военно-морского флота Соединённых Штатов (United States Navy) (24 июля 1813 года).
Родился в октябре 1781 года в Сифорде (Seaforde, County Down, Ireland) в семье Джона Блэйкли (John
Blakely) (1755-1797) и его супруги Марии (Marie Blakeley), в 1783 году вместе с семьёй эмигрировал в Чарльстон (Charleston, South Carolina), образование получил в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле (University of North Carolina at Chapel Hill), где изучал экономику, 5 февраля 1800 года в возрасте 18 лет поступил на морскую службу гардемарином 44-пушечного фрегата «President»
капитана Томаса Тракстона (Thomas Truxton) (1755-1822), в 1802 году переведён на 28-пушечный фрегат «John
Adams» капитана Джона Роджерса (John Rodgers) (1772-1838) в Средиземном море (Mediterranean), 5 января 1803 года присоединился к морскому эскадрону капитана Мориса (Richard Valentine Morris)
(1768-1815) на Мальте (Malta), 3 мая 1803 года «John
Adams» отплыл к Триполи (Tripoli), где 22 июня 1803 года совместно с 12-пушечным бригом «Enterprise» вынудил к капитуляции барбарийский 22-пушечный крейсер «Meshouda», с 7 сентября 1804 года участвовал в буксировке призовых канонерских лодок в Сиракузы (Syracuse) и 26 февраля 1805 года возвратился в Нью-Йорк (New York). С 1806 года оставался без
служебного назначения, 7 января 1807 года произведён в лейтенанты и в следующем
году возвратился к активной службе, 4 марта 1811 года – командир брига «Enterprise», служил в Чарльстоне,
Новом Орлеане (New
Orleans)
и Портсмуте (Portsmouth,
New
Hampshire).
Принимал участие в боевых действиях англо-американской войны 1812-1815 годов,
24 июля 1813 года – коммодор, 19 августа 1813 года отличился при захвате у мыса
Порпойз (Cape
Porpoise)
британского приватора «Fly», осенью 1813 года командирован в
Ньюберипорт (Newburyport,
Massachusetts)
для наблюдения за строительством 22-пушечного
шлюпа «Wasp», 1 мая 1814 года во
главе этого шлюпа отправился в рейд и уже 28 июня взял свой первый приз,
британский 16-пушечный шлюп «Reindeer» (в течение следующего месяца сжёг и затопил британские суда «Neptune», «Regulator», «William», «Orange Boven» и «Jenny»). 27 августа 1814 года обнаружил конвой из 10 парусов, следующий на
Гибралтар (Gibraltar), после чего
отрезал и захватил транспорт, гружёный оружием и боеприпасами, в тот же день сражался
против 16-пушечного шлюпа «Avon» коммодора Джеймса Арбутнота (James Arbuthnot), нанёс ему тяжёлые
повреждения и потопил, но вынужден был ретироваться при приближении британских 18-пушечного
брандера «Tartarus» коммодора Паско (John Pasco) (1774-1853) и 16-пушечного
шлюпа «Castilian» лейтенанта Ллойда (George Lloyd). В сентябре 1814 года потопил
британские бриги «Three
Brothers»
и «Bacchus»,
а также захватил гружёную вином,
шёлком и бренди 12-пушечную торговую шхуну «Atalanta», в середине октября во время сильнейшего шторма в
Атлантике (Atlantic) утонул вместе со своим шлюпом в
возрасте 33 лет (в последний раз его видели 9 октября 1814 года в 225 морских милях
от Мадейры (Madeira)
моряки шведской шхуны «Adonis»).
За свой последний круиз посмертно повышел Конгрессом (United States Congress) 24 ноября
1814 года до звания капитана и удостоен Золотой медали (Congressional Gold Medal). С декабря 1813 года был
женат на Джейн Энн Хуп (Jane
Anne
Hoope)
(1792- ), от которой имел дочь Марию (Udney Maria Blakeley) (1814-1842), которая
постановлением Законодательного собрания Северной Каролины (Legislature of North Carolina) от 27 декабря 1816
года получила образование за счёт штата.
«The Wasp and Avon», by Abel Bowen (1790-1850) |
«The Commencement of the Action between H.M.S. Avon and the U.S.S. Wasp», by John Christian Schetky (1778-1874) |
Commemorative Medal in Honor of Johnston Blakeley, North Carolina Museum of History |
Комментариев нет:
Отправить комментарий