понедельник, 26 декабря 2022 г.

Гюйон-Летьер (Guillaume Guillon-Lethiere) Гийом (1760-1832)

Гюйон-Летьер (Guillaume Guillon-Lethiere) Гийом (1760-1832) – французский исторический живописец, первый мулат (mulatre), добившийся европейского признания на художественном поприще. Родился 10 января 1760 года в Святой Анне (Sainte-Anne, Guadeloupe) от связи свободной негритянки Мари-Франсуазы Пепай (Marie-Francoise Pepаye) и королевского прокурора (Procureur du roi) Пьера Гюйона (Pierre Guillon), в июне 1774 года в возрасте 14 лет отправился вместе с отцом во Францию и под именем «Le Tiers» (поскольку был третьим внебрачным ребёнком) обучался живописи в Школе изящных искусств Руана (Ecole des Beaux-Arts de Rouen) под руководством профессора Декампа (Jean-Baptiste Descamps) (1714-1791), с 1777 по 1786 год шлифовал своё мастерство в Париже в мастерской Габриэля-Франсуа Дуаена (Gabriel-Francois Doyen) (1726-1806), в 1784 году за работу «La Cananeenne aux pieds de Jesus-Christ» удостоен второй Римской премии (Second Grand Prix de Rome), в 1786 году по протекции министра иностранных дел (Ministre aux Affaires etrangeres) графа де Монморена (Armand-Marc, Comte de Montmorin de Saint-Herem) (1745-1792) направлен для стажировки в Рим, где обучался в Дворце Манчини (Palazzo Mancini), написал несколько полотен на античные темы, в том числе «Julius Brutus» и в 1791 году открыл свою первую мастерскую при Французской Академии (Аcadеmie de France). В 1792 году возвратился во Францию, открыл свою студию и быстро приобрёл репутацию великолепного живописца, в 1799 году официально признан отцом и принял имя Гюйон-Летьер, в 1800 году был представлен министру внутренних дел (Ministre de l,interieur) Люсьену Бонапарту (Lucien Bonaparte) (1775-1840), с которым до конца жизни поддерживал крепкие дружеские отношения, в 1801 году сопровождал последнего в Мадрид (Madrid), где занимался подбором экспонатов для его художественной коллекции. В ноябре 1801 года возвратился в Париж, в 1802 году в ответ на расистское оскорбление, направленное в его адрес офицером в Военном кафе (Cafе Militaire), художник оказался втянутым в драку с группой солдат, одного из которых он убил, что побудило правительство закрыть его мастерскую, а самого Гюйон-Летьера изгнать из Парижа. Скитался с семьёй по Европе до 1807 года, когда по протекции Люсьена Бонапарта назначен директором Французской Академии в Риме (Rome), в 1811 году – член Французского Института (Institut de France). При Реставрации Бурбонов (Bourbons) впал в немилость, в 1816 году уволен с поста директора Французской Академии и возвратился в Париж, где вновь открыл классы живописи, в 1818 году – член Академии изящных искусств (Academie des Beaux-Arts), с 10 октября 1819 года состоял профессором Школы изящных искусств (Еcole de Beaux-Arts), где среди его учеников числились знаменитые в будущем живописцы Изидор-Александр-Огюстен Пилс (Isidore-Alexandre-Augustin Pils) (1815-1875) и Канут Русецкий (Kanuty Rusiecki) (1800-1860). В 1822 году выставил в Салоне (Salon de Paris) свою аллегорическую работу «Le Serment des Ancetres» (Клятва предков), представляющую национальных героев Гаити (Haiti) генералов Петиона (Alexandre Sabes Petion) (1770-1818) и Дессалина (Jean-Jacques Dessalines) (1758-1806) (это был смелый поступок, поскольку Франция признала Республику Гаити лишь спустя три года). Умер 22 апреля 1832 года в Париже в возрасте 72 лет. Шевалье Почётного Легиона (1818 год), кавалер ордена Воссоединения (Оrdre de la Rеunion) (1814 год), из его работ наиболее известны: «Набор волонтёров или Отечество в опасности» (L,Enrolement des volontaires ou La Patrie en danger) (1799 год), «Сюрприз на Таборском мосту через Дунай 13 ноября 1805 года» (Surprise au pont de Tabour sur le Danube le 13 novembre 1805), 1806 год), «Подписание Леобенского мира 17 апреля 1797 года» (Traite de Leoben, 17 avril 1797) (1806 год) и «Осуждение Реи-Сивии Амулием» (Condamnation de Rhea Silvia par Amulius) (1799 год). Был женат на Мари-Жозефе-Оноре Ванзен (Marie-Josephе-Honoree Vanzenne), от которой имел сына Люсьена (Lucien Lethiere). Графический портрет художника исполнен Луи-Леопольдом Буайи (Louis-Leopold Boilly) (1761-1845).

Guillaume Guillon-Lethiere et Antoine-Charles-Horace dit Carle Vernet, par Louis-Leopold Boilly, 1798

Par Jean-Auguste-Dominique Ingres (1780-1867), 1815

Madame Guillon-Lethiere, nee Marie-Joseph-Honoree Vanzenne et son fils Lucien Lethiere, par Ingres, 1808

La Patrie en danger, 1799

General Guillaume-Mathieu Dumas, 1799

Jeune fille au portefeuille, vers 1799

Portrait d,Adele Papin jouant de la harpe, 1799

Portrait d,Eugenie Servieres, nee Eugenie-Honoree-Marguerite Charen (1786-1855), 1800

Surprise au pont de Tabour sur le Danube le 13 novembre 1805, 1806

Elisa Bonaparte-Baciocchi, Grande Duchesse de Toscane, 1806

Les preliminaires de Leoben, 17 avril 1797, 1806

Josephine de Beauharnais, Imperatrice des Francais, 1807

La Fayette presentant Louis-Philippe au peuple de Paris 1831

Le Serment des ancetres, 1822

Комментариев нет:

Отправить комментарий