среда, 1 февраля 2023 г.

Мотар (Lеonard-Bernard Motard) Леонар-Бернар (1771-1852)

Мотар (Lеonard-Bernard Motard) Леонар-Бернар (1771-1852) – барон Империи (15 августа 1810 года), почётный контр-адмирал (Сontre-amiral honoraire) (5 мая 1815 года), признанный одним из самых опасных корсаров Индийского океана (Ocеan-Indien). Родился 27 июля 1771 года в Онфлёре (Honfleur, Calvados) в семье капитана Франсуа-Поля-Пьера Мотара (Francois-Paul-Pierre Motard) (1733-1793) и его супруги Мадлен Фокон де ла Кутюр (Madеlaine Faucon de la Couture), происходил из рода потомственных военных моряков, в 1786 году в возрасте 15 лет поступил на службу в Королевский военно-морской флот (Royal marine) волонтёром, 12 жерминаля I-го года (1 апреля 1793 года) – мичман (Enseigne de vaisseau), служил под командой своего отца на борту 64-пушечного линейного корабля «Le Brillant», где исполнял обязанности заместителя командира (Lieutenant-en-pied), 1 нивоза III-го года (21 декабря 1794 года) произведён в лейтенанты (Lieutenant de vaisseau) с назначением на 74-пушечный линейный корабль «L,Heureux» капитанаЛакайля (Charles-Nicolas Lacaille) (1754-1819) в качестве маневрового офицера (Officier de manoeuvre), служил в составе Средиземноморского флота (Flotte mеditerranееnne) адмирала Мартена (Pierre Martin) (1752-1820), сражался 24 вантоза III-го года (14 марта 1795 года) против объединённой англо-неаполитанской эскадры у мыса Ноли (Cap Noli) и 25 мессидора III-го года (13 июля 1795 году) против британского флота адмирала Хотэма (William Hotham, 1st Baron Hotham) (1736-1813) у Йерских островов (Iles d,Hyeres). В 1796 году – лейтенант-майор (Lieutenant-major) 84-пушечного линейного корабля «Le Tonnant» капитана Косма-Кержулена (Julien-Marie Cosmao-Kerjulien) (1761-1825), в 1797 году переведён на борт 118-пушечного линкора «L,Orient» капитана Лапалисса (Pierre-Fеlix de Lapalisse) (1753-1820) и под командой адмирала Брюэйса (Francois-Paul Brueys d,Aigalliers) (1753-1798) крейсировал в Адриатике (Adriatique). 12 флореаля VI-го года (1 мая 1798 года) – капитан 2-го ранга (Capitaine de frigate), принимал активное участие в подготовке Египетской экспедиции, 30 флореаля VI-го года (19 мая 1798 года) в составе эскадры (13 линейных кораблей, 8 фрегатов) адмирала Брюэйса отплыл из Тулона (Toulon, Var) в Египет для сопровождения 280 транспортных судов с войсками Восточной Армии (Armee de l,Orient), под командой капитана Казабьянки (Luc-Julien-Joseph Casabianca) (1792-1798), участвовал 23 прериаля VI-го года (11 июня 1798 года) «L,Orient» в захвате острова Мальта (Malta), 13 мессидора VI-го года (1 июля 1798 года) прибыл на рейд Александрии (Alexandrie) и в тот же день руководил высадкой первого десанта на пляж Марабу (Plage du Marabou), 14 термидора VI-го года (1 августа 1798 года) сражался против британского флота адмирала Нельсона (Sir Horatio Nelson) (1758-1805) при Абукире (Aboukir), где был дважды ранен и после гибели «L,Orient» поднят на борт британского корабля. В 1799 году получил свободу в процессе обмена военнопленными и после возвращения во Францию принял участие в морских операциях адмирала Гантома (Honore-Joseph-Antoine Ganteaume) (1755-1818) в Карибском бассейне (Caraibe) и Средиземном море (Mediterranean) в качестве начальника штаба эскадры, на борту флагманского 84-пушечного линейного корабля «L,Indivisible» находился 24 плювиоза IX-го года (13 февраля 1801 года) при захвате у мыса Гата (Cape Gata, Mediterranean) британского 32-пушечного фрегата «Success» капитана Пирдa (Shuldham Peard) (1761-1832) и 5 мессидора IX-го года (24 июня 1801 года) при захвате у мыса Дерна (Cape Derna, Mediterranean) британского 74-пушечного линкора «Swiftsure» капитана Хэллоуэлла (Sir Benjamin Hallowell) (1761-1834). 26 мессидора X-го года (15 июля 1802 года) - командир 36-пушечного фрегата «La Semillante», 15 вантоза XI-го года (6 марта 1803 года) присоединился к морскому эскадрону (74-пушечный линейный корабль «Marengo» капитана Ларю (Aimе-Charles-Julien de Larue) (1769-1816), 40-пушечный фрегат «Belle Poule» капитана Брюйака (Alain-Adelaide-Marie Bruilhac) (1764-1836), 40-пушечный фрегат «Atalante» капитана Годена-Бошена (Camille-Charles-Alexis Gaudin-Beauchеne) (1765-1807), «La Semillante» и два транспорта) контр-адмирала Линуа (Charles-Alexandre-Leon-Durand Linois) (1761-1848), отплывшему из Бреста (Brest, Finistеre) для транспортировки в Индию 1 350 солдат под командованием генерал-губернатора Декана (Charles-Mathieu-Isidore Decaen) (1769-1852), который должен был принять Пондишери (Pondichery, Inde), возвращённый англичанами по условиям Амьенского мира (Traite d,Amiens). 22 мессидора XI-го года (11 июля 1803 года) французы прибыли в Пондишери, где на следующий день адмирал Линуа получил с корветом «Belier» новость о начале новой войны в Европе и ночью отплыл на Иль-де-Франс (Ile-de-France), 28 термидора XI-го года (16 августа 1803 года) эскадрон прибыл к северо-западной оконечности острова и встал на якорь в порту Порт-Луи (Port-Louis). 1 вандемьера XII-го года (24 сентября 1803 года) - капитан 1-го ранга (Capitaine de vaisseau), 15 вандемьера XII-го года (8 октября 1803 года) совместно с линкором «Marengo», фрегатом «Belle Poule» и 20-пушечным корветом «Le Berceau» капитана Алгана (Emmanuel Halgan) (1771-1852) отправился в крейсерство к Зондскому проливу (Detroit de la Sonde), в тот же день французы захватили несколько торговых кораблей, в том числе «Countess of Sutherland» водоизмещением в 1 400 тонн, 9 фримера XII-го года (1 декабря 1803 года) капитан Мотар отличился при нападении на Бенкулен (Bencoolen, Ile de Sumatra), где захватил наземным десантом и разрушил британскую базу торговли перцем, сжёг 8 торговых кораблей, три склада со специями, рисом, опиумом и взял в качестве приза два нагруженных брига. 18 фримера XII-го года (10 декабря 1803 года) в составе эскадры адмирала Линуа прибыл в Батавию (Batavie, Java) и 25 плювиоза XII-го года (15 февраля 1804 года) участвовал в безуспешном нападении при Пуло Аор (Pulo Aor) на конвой (29 парусов) Ост-Индской компании (East India Company), следующий из Кантона (Canton, China) под командой коммодора Данса (Sir Nathaniel Dance) (1748-1827), 12 жерминаля XII-го года (2 апреля 1804 года) эскадра возвратилась в Порт-Луи и 1 мессидора XII-го года (20 июня 1804 года) вновь отправилась в крейсерство в направлении Мадагаскара (Ile de Madagascar) и Мозамбикского пролива (Сanal de Mozambique) до Цейлона (Ile de Ceylan), затем вдоль побережья Голконды (Соte de Golconde) до Визигапатама (Vizigapatam) в Бенгальском заливе (Golfe du Bengale), где 28 фрюктидора XII-го года (15 сентября 1804 года) «La Semillante» совместно с линкором «Marengo» и фрегатом «Atalante» нанесли тяжёлые повреждения британскому 50-пушечному линейному кораблю «Centurion» капитана Линда (Sir James Lind) (1752-1823) и захватили 24-пушечный торговый корабль «Princess Charlotte» капитана Логана (John Logan) ( -1808), 9 брюмера XIII-го года (31 октября 1804 года) эскадра возвратилась на Иль-де-Франс. 17 вантоза XIII-го года (8 марта 1805 года) по приказу адмирала Линуа отплыл в Манилу (Manille, Philippines), чтобы предупредить испанского капитан-генерала Филиппин Фольгераса-и-Фернандеса Флореса (Mariano Fernаndez de Folgueras-y-Fernаndez Flores) (1766-1823) о возобновлении боевых действий против англичан, 9 жерминаля XIII-го года (30 марта 1805 года) бросил якорь в гавани Манилы, отказался от просьбы капитан-генерала отправиться в Мексику (Mexique) для поиска средств, необходимых колонии и 6 термидора XIII-го года (21 июля 1805 года) отправился в обратный путь. 9 термидора XIII-го года (28 июля 1805 года) вследствие сильных ветров не сумел пересечь пролив Сан-Бернардино (Detroit de San-Bernardino) и остановился под защитой береговых батарей на якорной стоянке Сан-Хасинто (Le mouillage de San-Jacinto) у северной оконечности острова Тикао (Ile de Ticao, Philippines), где 14 термидора XIII-го года (2 августа 1805 года) был атакован британскими 38-пушечным фрегатом «Phaeton» капитана Вуда (John Wood) и 18-пушечным бригом «Harrier» коммодора Ретси (Edward Ratsey) ( -1814) - при виде британцев, капитан Мотар поставил свой фрегат ближе к берегу, между береговой батареей Сан-Хасинто и рифом, после чего при поддержке береговых орудий открыл огонь кормовыми орудиями по приблизившемуся неприятелю, после 2-часовой дуэли бриг «Harrier», получивший значительные повреждения, загорелся, но был быстро потушен, после чего англичане отступили через пролив Сан-Бернардино и встали на ремонт на якорной стоянке Албэ (Le mouillage d,Albay, Соte orientale de Luсon). 24 термидора XIII-го года (12 августа 1805 года) «La Semillante», потерявший в бою 13 членов экипажа убитыми и 36 ранеными, отплыл к Иль-де-Франсу и 14 брюмера XIV-го года (5 ноября 1805 года) прибыл в Порт-Луи, блокированный британскими 36-пушечным фрегатом «Pitt» капитана Батерстa (Walter Bathurst) (1764-1827) и 32-пушечным фрегатом «Terpsichore» капитана Лая (William Jones Lye), 6 плювиоза XIV-го года (26 января 1806 года) воспользовавшись отсутствием фрегата «Terpsichore», возвратившегося на Цейлон для ремонта, капитан Мотар совместно с 34-пушечным корсаром «La Bellone» вынудил фрегат «Pitt» отступить в море и прорвался к острову Бурбон (Ile Bourbon), где захватил несколько призов с богатой добычей, которые привёл в Порт-Луи, избавив колонию от тягот блокады. 17 жерминаля XIV-го года (7 апреля 1806 года) вместе с корсарами «La Bellone» и «L,Henriette» вновь отправился в крейсерство, в ходе которого захватил 8 торговых кораблей общей стоимостью в 32 000 000 франков, 22 фрюктидора XIV-го года (9 сентября 1806 года) возвратился с призами в бухту Сен-Поль (Baie Saint-Paul), в том же месяце англичане вновь блокировали Иль-де-Франс силами 74-пушечного линейного корабля «Sceptre» капитана Бингема (Joseph Bingham) (1769-1825), 50-пушечного фрегата «Cornwallis» капитана Джонстона (Charles James Johnston) ( -1835) и 36-пушечного фрегата «Dedaigneuse» капитана Проктора (William Beauchamp Proctоr) (1781-1861), после чего фрегат «La Semillante» вместе с захваченными призами укрылся в бухте Сен-Поль. 11 ноября 1806 года линкор «Sceptre» и фрегат «Cornwallis» под всеми парусами ворвались в бухту, но были встречены ответным огнём французского фрегата и береговых батарей и после 2-часовой артиллерийской дуэли удалились к острову Сен-Мари (Ile Sainte-Marie, Madagascar) для пополнения запасов питьевой воды. 23 ноября 1806 года капитан Мотар переместился в гавань Гранд-Порта (Grand-Port) на юго-восточной оконечности острова Иль-де-Франс и 4 февраля 1808 года по приказу генерала Декана отплыл в новое крейсерство в Индийском океане по направлению к мысу Коморин (Cap Comorin), 15 марта 1808 года захватил в качестве приза 200-тонное торговое судно «Cecilia», следующее в Бенгалию (Bengale) и в тот же день в 60 морских милях от Цейлона атаковал 32-пушечный британский фрегат «Terpsichore» капитана Монтагю (William Augustus Montagu) (1785-1852), направляющийся из Пуан-де-Галь (Pointe-de-Galles) в Мадрас (Madras) – первый же залп французов вызвал взрыв пороховых ящиков, повредившй 4 орудия и вызвавший пожар, который англичанам удалось потушить; после непродолжительной перестрелки у французов загорелся пороховой склад – чтобы снизить риск взрыва пришлось его затопить и фрегат, оставшийся без пороха, вынужден был ретироваться, однако, английский фрегат, получивший сильные повреждения парусов и снасти, бросился в погоню, которая длилась несколько дней, 20 марта 1808 года французы сбросили за борт спасательные шлюпки, несколько пушек, пиломатериалы, воду, провизию и в ночь с 20 на 21 марта сумели оторваться от преследования (в ходе акции англичане потеряли лейтенанта и 20 моряков убитыми, а также 22 моряков ранеными, двое из которых смертельно; потери французов составили 5 убитых и 6 раненых, в том числе капитан Мотар, раненый картечью в голову и плечо). 12 апреля 1808 года «La Semillante» возвратился в Порт-Луи, где капитан Мотар передал командование лейтенанту Дюбуркуа (Joseph Duburquois) (1772-1841), 7 мая 1808 года фрегат, чей корпус был сильно повреждён бортовыми залпами «Terpsichore», признан неспособным к строевой службе, разоружён и в сентябре того же года поступил под именем «L,Aventurier» под команду знаменитого корсара Сюркуфа (Robert Surcouf) (1773-1827), 20 ноября 1808 года капитан Мотар на борту своего старого фрегата, нагруженного добычей и колониальными товарами на общую сумму в 8 000 000 франков, покинул Иль-де-Франс и 4 февраля 1809 года прибыл во Францию. 4 января 1811 года – командующий Морской школы в Тулоне cole spеciale de la Marine de Toulon), 11 ноября 1811 года назначен командиром Батальона моряков Императорской гвардии (Bataillon des marins de la Garde Imperiale), во главе которого присоединился к инженерному парку Императорской гвардии (Parc du genie de la Garde Imperiale) под командой бригадного генерала барона Кирженера (Francois-Joseph Kirgener) (1766-1813) в Германии (Allemagne), однако, по состоянию здоровья не смог участвовать в Русском походе, возвратился во Францию и 25 ноября 1813 года вышел в отставку. Во время «100 дней» награждён 5 мая 1815 года чином почётного контр-адмирала. Умер 26 мая 1852 года в Онфлёре в возрасте 80 лет, похоронен на кладбище Святой Катерины (Cimetiere Sainte-Catherine de Honfleur). Шевалье Почётного Легиона (5 февраля 1804 года), Офицер Почётного Легиона (14 июня 1804 года), Коммандор Почётного Легиона (7 декабря 1809 года). Портрет офицера, исполненный живописцем Жаком-Гюставом Гамеленом (Jacques-Gustave Hamelin) (1809-1895), является частью экспозиции Морского музея Онфлёра (Musеe de la marine d,Honfleur).

Комментариев нет:

Отправить комментарий