суббота, 13 мая 2023 г.

Томпсон (Elizabeth Southerden Thompson) Элизабет Саутерден, известная как Леди Батлер (Lady Butler) (1846-1933)

Томпсон (Elizabeth Southerden Thompson) Элизабет Саутерден, известная как Леди Батлер (Lady Butler) (1846-1933) – британская художница-баталист. Родилась 3 ноября 1846 года на Вилле Клермон (Villa Claremont, Lausanne, Switzerland) в семье литератора Томаса Джеймса Томпсона (Thomas James Thompson) (1812-1881) и его супруги пианистки Кристианы Уэллер (Christiana Weller) (1825-1910), детство провела на Итальянской Ривьере (Italian Riviera), где получила хорошее домашнее образование, с 1866 года изучала живопись в Школе искусств Южного Кенсингтона (South Kensington School of Art) и избрала своей специализацией изображение солдат, лошадей и сражений, в 1867 году, будучи студенткой, выставила акварель «Баварская артиллерия вступает в бой» (Bavarian Artillery Going into Action) в галерее Дадли в Лондоне (Dudley Gallery in London), в том же году выставила картину маслом «Лошади в солнечном свете» (Horses in Sunshine) в Обществе женщин-художников (Society of Female Artists). В 1869 году проживала с семьёй во Флоренции (Florence), где под руководством живописца Джузеппе Беллуччи (Giuseppe Bellucci) (1827-1882) совершенствовала своё мастерство в Академии изящных искусств (Accademia di Belle Arti), в ходе Первого Ватиканского собора (First Vatican Council) в Риме (Rome) в 1870 году дебютировала на Международной выставке (International Exhibition) с картиной «The Magnificat», получившей почётное упоминание. В 1873 году представила Королевской Академии (Royal Academy) картину «Пропавший без вести» (Missing), а в мае 1874 года большое полотно «Перекличка после боя в Крыму» (Calling the roll after an engagement, Crimea), вызвавшее восторг публики и принесшее молодой художнице настоящую славу - картина получила высокие оценки принца Уэльского (Albert Edward, Prince of Wales) (1841-1910) и главнокомандующего британской армии (Commander-in-Chief of the British Army) герцога Кембриджского (George William Frederick Charles, Duke of Cambridge) (1819-1904), после чего представлена в Букингемском дворце (Buckingham Palace) королеве Виктории (Alexandrina Victoria) (1819-1901), которая выразила желание купить её для Королевской коллекции (Royal Collection). В 1875 году её картина «28-й пехотный полк отражает французскую кавалерию в сражении 16 июня 1815 года при Катр-Бра» (28th Regiment receiving French cavalry in square at the Battle of Quatre Bras on 16th June 1815) заслужила лестные отзывы критика Джона Раскина (John Ruskin) (1819-1900), чьё авторитетное мнение могло создать или разрушить репутацию художника; последний на страницах «Записок Академии» (Academy Notes) писал «Я никогда не относился к картине с таким несправедливым предубеждением, как к Мисс Томпсон; отчасти потому, что я всегда говорил, что ни одна женщина не умеет рисовать; а, во-вторых, потому, что я думал, что то, из-за чего публика подняла такой шум, должно быть ни к чему. Но это работа амазонки; без сомнения, и это первая прекрасная прерафаэлитская картина битвы, которую мы получили» (I never approached a picture with more iniquitous prejudice against it than I did Miss Thompson,s; partly because I have always said that no woman could paint; and, secondly, because I thought that what the public made such a fuss about must be good for nothing. But it is amazon's work this; no doubt of it, and the first fine Pre-Raphaelite picture of battle we have had). 11 июня 1877 года вышла замуж за заместителя генерал-квартирмейстера (deputy quartermaster-general), майора Уильяма Фрэнсиса Батлера (Sir William Francis Butler) (1838-1910), будущего генерал-лейтенанта, от которого имела шестерых детей, в том числе дочерей Элизабет (Elizabeth Butler) (1880- ) и Эйлин (Eileen Butler), сыновей Ричарда (Richard Butler), Патрика (Patrick Butler) и Мартина (Martin Butler). В соответствии с велениями карьеры своего мужа сопровождала его в Египет (Egypt) и Южную Африку (South Africa), а также в военные резиденции Девонпорта, Олдершота, Фарнборо и Дуврского замка (Military residences in Devonport, Aldershot, Farnborough and Dover Castle), совершила несколько путешествий по Италии (Italy) и Франции (France), после отставки мужа проживала с семьёй в Замке Банша в Ирландии (Bansha Castle, County Tipperary, Ireland). Продолжала рисовать большие, тщательно выполненные полотна со сценами сражений и военных маневров, которые регулярно выставляла в Королевской академии («Balaclava» (1875 год), «The return from Inkermann» (1876 год), « Listed for the Connaught Rangers» (1877 год), «The remnants of an army, Jellalabad, January 13th, 1842» (1879 год), «Scotland for ever(1881 год), «The defence of Rorke,s Drift» (1879 год), «Floreat Etona!» (1882 год), «Forced march: the retreat to Corunna» (1892 год), «The native Camel Corps at Cairo» (1893 год), «The reveil in the bivouac of the Scots Greys on the morning of Waterloo: early dawn» (1895 год) и другиевсего 24 полотна, выставленные с 1873 по 1920 год), её работы, представляющие бесконечную череду славных событий, повышающих престиж нации, наравне с произведениями Ричарда Катона Вудвиля (Richard Caton Woodville) (1856-1927) Уильяма Бернса Воллена (William Barnes Wollen) (1857-1936) и Роберта Александра Хиллингфорда (Robert Alexander Hillingford) (1828-1904), считаются одними из самых популярных проектов поздней Викторианской эпохи (Victorian era). Умерла 2 октября 1933 года в Замке Горманстон (Gormanston Castle, County Meath, Ireland) в возрасте 86 лет, похоронена на кладбище Стамуллен (Stamullen graveyard). Автор работ «Письма со Святой Земли» (Letters from the Holy Land) (1903 год), «Из альбома для зарисовок и дневника» (From Sketch-Book and Diary» (1909 год) и «Автобиография (An Autobiography) (1823 год).

Calling the roll after an engagement, Crimea, 1874

The 28th Regiment at Quatre Bras, 1875, National Gallery of Victoria, Melbourne

Scotland Forever!, 1881, Leeds Art Gallery

The Dawn of Waterloo, 1895, Falkland Palace

Steady the Drums and Fifes, 1897, Сollection of the Princess of Wales,s Royal Regiment

Promoted on the Morrow of Talavera, 1911

The bugler, 1911

In Vain! Rally for a Last Charge of the Cuirassiers, 1912

Charge of the 6th Inniskilling Dragoons at Waterloo, 1912

Halt! End of the last charge of the 10th (British) Hussars at Waterloo, 1914

On the morning of Waterloo, 1914

The 16th Light Dragoons saving the remnants of the union brigade, 1915


Комментариев нет:

Отправить комментарий