Зеле (Johann Baptist Seele) Иоган Батист
(1774-1814) – немецкий живописец и график реалистического направления. Родился
27 июня 1774 года в Мёскирхе (Mоskirch, Berg) в семье солдата швабского
контингента округа Фюрстенберг (Soldat im schwabisch furstenbergischen
Kreiskontingent) Францa Ксавьерa Зеле (Franz Xaver Seele) и его супруги Марии
Анны (Marie Anna Seele), детство провёл вместе родителями в гарнизонах Хюфингенa
(Hufingen) и Вольфаха (Wolfach),
где приобрёл первые навыки рисования, изображая по воспоминаниям отца сцены из
Семилетней войны, начальное образование получил в школе Донауэшингенa (Normalschule
zu Donaueschingen), в 1788 году в возрасте 14 лет написал первую картину маслом
«Христос во гробе» (Christus im Grab),
которая до сих пор хранится в часовне замка Вольфах (Wolfacher Schlosskapelle).
Талант юноши привлёк внимание правящего князя Иосифа Венцеля фон Фюрстенберга (Joseph
Wenzel zu Furstenberg-Stuhlingen) (1728-1783), наследного принца Йозефа Мария
Бенедикта Карла (Joseph Maria Benedikt Karl zu Furstenberg) (1758-1796) и его супруги
принцессы Марии Антонии Анны фон Гогенцоллерн-Хехинген (Marie Antonie Anna
von Hohenzollern–Hechingen) (1760-1797), которые
в сентябре 1789 года снабдили его рекомендантельными письмами к правящему
герцогу Карлу Эжену Вюртембергскому (Karl Eugen von Wurttemberg) (1728-1793) и оплатили
обучение в Высшей школе Карла (Hohe Karlsschule,
Stuttgart), а затем в Академии
Штуттгарта (Akademie in Stuttgart), где приобрёл великолепные навыки
моделирования и композиции под руководством профессора Иогана Фридриха
Лейбольда (Johann Friedrich Leybold)
(1755-1838), ландшафтной живописи под руководством профессора Адольфа Фридриха
Харпера (Adolf Friedrich Harper)
(1725-1806) и исторического рисунка под руководством профессора Филиппа
Фридриха Гетша (Philipp Friedrich Hetsch)
(1758-1839). В 1791 году, проникшись идеями Великой Французской революции, Зеле
вместе со своими сокурсниками Йозефом Антоном Кохом (Joseph Anton Koch)
(1768-1839) и Карлом Готлибом Швейкартом (Karl Gottlieb Schweikart) (1772-1855)
планировал бежать из герцогства Вюртемберг (Herzogtum Wurttemberg), был
арестован как якобинец (Jakobiner) и после шести недель заключения экстрадирован
в Донауэшинген, в 1797 году удалился в Швейцарию, где получил заслуженную
репутацию отличного портретиста, жанрового и батальоного живописца, в 1804 году
вюртембергский герцог Фридрих Вильгельм Карл (Friedrich Wilhelm Karl von
Wurttemberg) (1754-1816), будущий король Фридрих I-й, восхищённый его работой
«Прохождение русских через Чёртов мост» (Der Ubergang der Russen uber die
Teufelsbrucke zum Gotthardpass in der Schweiz am 26 septembre1799), пригласил
Зеле в Штуттгарт на должность придворного живописца (Hofmaler) и назначил
директором Королевской Картинной галереи (Direktor der Koniglichen
Gemaldegalerie). В 1808-1809 годах изучал шедевры античного искусства в музеях
Мюнхена (Munchen) и
Вены (Wien), а после
возвращения в Штуттгарт создал серию портретов членов королевской семьи,
вюртембергских аристократов и военных, картин на исторические и мифологические
темы, а также значительное число жанровых и батальных сцен, посвящённых
эпизодам наполеоновских войн. Умер от инсульта 27 августа 1814 года в
Штуттгарте в возрасте 40 лет. Награждён вюртембергским орденом «За гражданские
заслуги» (Zivil-Verdienstordens) (1811 год), из его работ наиболее известны
портреты короля Фридриха I-го
Вюртембергского (1807 год), королевы Катарины Вестфальской (Katharina von Wurttemberg, Konigin von Westphalen)
(1783-1835) (1807 год), эрцгерцога Карла Австрийского (Carl Ludwig Johann Joseph Laurentius von Оsterreich-Teschen)
(1771-1847) (1800 год), французского дипломата графа де Молуа (Louis-Guillaume Otto, Comte de Mosloy) (1754-1817) (1809 год), групповой портрет «Konig Friedrich mit seinen Offizieren vor dem Schlos Monrepos» (1803 год),
жанровые полотна «Der Ruckzug der Franzosen»
(1796 год), «Abmarschbereite
ostererreichische Soldaten» (1797 год), «Ruckkunft von Dragonern von der Nahrungsmittelbeschaffung»
(1800 год), «Osterreichische Husaren auf Vorposten»
(1805 год) и «Schlacht an der Donau bei Aspern, 1809» (1809 год). Женат не был, но
состоял в морганатической связи с Марией Маргарет Сандхаас (Maria Margarete
Sandhaas) (1771-1830), от которой имел внебрачного сына Карлa Фридрихa (Carl
Friedrich Sandhaas) (1801-1859), известного художника. Автопортрет Зеле
исполнен в 1810 году.
|
Selbstbildnis in Karlsschuluniform, 1792,
Stadtmuseum Hufingen
|
|
Erzherzog Carl von Оsterreich-Teschen, 1800
|
|
Major Leib-Jаger-Regiments zu Pferd, Carl
Ludwig Emanuel von Dillen (1777-1841), 1803
|
|
Konig Friedrich I von Wurttemberg, 1807
|
|
Konigin Katharina von Westphalen, 1807
|
|
Architekt und Tierforscher Johann Christian von Mannlich
(1741-1822), 1808
|
|
Comte de Mosloy et le Comte Pelet, 1809
|
|
Der Ubergang der
Russen uber die Teufelsbrucke zum Gotthardpass in der Schweiz am 26
septembre1799
|
|
Die Ersturmung des
Pfennigberges bei Linz, Schloss Ludwigsburg
|
|
Der Ruckzug der Franzosen, 1796
|
|
Reiterkampf
Baschkiren gegen Franzosen, 1810
|
|
Schlachtgetummel an
einer Furth
|
|
Reiterkampf
Osterreicher gegen Franzosen, 1810
|
|
Rastende osterreichische Kurassiere, um 1800-1805
|
|
Angriff auf die wurttembergische Kavallerie
|
|
Trompeter
|
|
Grenadier der Franzosischen Republik
|
|
Оsterreichische Dragoner beim Fouragiere
|
|
Оsterreichische Husaren um 1805
|
|
Оsterreichische Infanterie um 1797
|
|
Hetman Graf Platov und seine Kosaken
|
|
Franzоsische Grenadiere
|
|
Franzоsische Soldaten tragen einen verwundeten
Offizier aus dem Gefecht
|
|
L,amusement des
Francais, 1800
|
|
Austrians in a tavern
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий