Редуте (Pierre-Joseph Redoutе) Пьер-Жозеф
(1759-1840) – французский художник, ботанический иллюстратор, известный как «Рафаэль
цветов» (Le Raphael des fleurs). Родился 10 июля 1759 года в Сент-Юбере (Saint-Hubert, Luxembourg) в семье живописца Шарля-Жозефа
Редуте (Charles-Joseph Redoute) (1715-1776) и его
супруги Маргариты-Жозефы Шалон (Marguerite-Josephe Chalon) (1721-1794), начальное
художественное образование получил под руководством отца, в 1772 году в возрасте
13 лет покинул отчий дом странствующим художником, изучал искусство мастеров
старой школы в Брабанте (Brabant)
и Фландрии (Flandres), зарабатывая
на жизнь изображением интерьеров и религиозных сцен. В 1782 году присоединился в
Париже (Paris, Ile de France) к своему старшему
брату Антуану-Фердинанду (Antoine-Ferdinand
Redoute) (1756-1809), который проектировал декорации для нового Итальянского Театра (Thеаtre Italien), свободное время
проводил в Королевском саду (Jardin du Roi),
где увлёкся изучением и изображением растений и цветов, в 1784 году познакомился
с библиофилом и королевским советником Шарлем-Луи Леритье де Брютелем (Charles-Louis l,Heritier de Brutelle) (1746-1800),
который предоставил в распоряжение молодого художника свою богатую библиотеку и
познакомил с влиятельными персонами столицы. В эту эпоху великих путешествий профессиональные
ботаники и «охотники за растениями» (chasseurs de plantes) сопровождали военные
экспедиции в Америку (Amеrique), Африку (Afrique), Азию (Asie) и Австралию (Australie), откуда привозили
гербарии и экзотические растения, одновременно, благодаря системам
классификации и номенклатуры, разработанным Карлом Линнеем (Carl Von Linnе) (1707-1778), графом де Бюффоном (Georges-Louis Leclerc, Comte de
Buffon) (1707-1788) и Бернаром Жюссьё (Bernard de Jussieu) (1699-1777), а затем
бароном Кювье (Jean-Leopold-Nicolas-Frederic, Baron Cuvier) (1769-1832), естественная
история развивалась стремительными темпами, а художники-натуралисты стремились
к изображению растений, акклиматизированных в Европе, с дотошностью и максимальной
точностью, таким образом, Редуте полностью посвятил себя
ботанической иллюстрации, активно сотрудничал с ботаником и путешественником Жаком-Жюльеном Уту де
ла Бийардьером (Jacques-Julien Houtou de la Billardiеre) (1755-1834), исследователем
и ботаником Андре Мишо (Andrе Michaux) (1746-1802), ботаником Этьеном-Пьером Вентена (Etienne-Pierre Ventenat) (1757-1808), а также с садоводом и коллекционером Жаком-Филиппом-Мартеном
Сельсом (Jacques-Philippe-Martin Cels) (1740-1806), который сумел акклиматизировать и успешно выращивать в Монруже (Montrouge, Ile-de-France) акации и рододендрон из Америки,
василёк из Египта, мимозу из Австралии, ирисы и розы из Китая (Chine), луковицы из Южной Африки (Afrique du Sud) и хризантемы из Персии (Perse). С 1785 по 1791 год сделал около пятидесяти рисунков
для серии брошюр «Nouvelles Plantes»,
публикуемых Леритье де Брютелем, с 1786 года сотрудничал с Национальным музеем естественной
истории (Museum national d,histoire naturelle), в 1787 году
присоединился к своему покровителю в Лондоне (London), где получил возможность изучать
растения в Королевском ботаническом саду в Кью (Royal Botanic Gardens, Kew) и познакомился с акварелистом и
гравёром Франческо Бартолоцци (Francesco Bartolozzi)
(1727-1815), от которого перенял технику пунктирной гравюры. В 1788 году возвратился
в Париж и принял участие в публикации обзора растений британских садов «Sertum
anglicum, seu Plantae rariores quae in hortis juxta Londinum, imprimis in horto
regio Kewensi excoluntur, ab anno 1786 ad annum 1787 observatae», для которого
исполнил 22 иллюстрации на основе гербария натуралиста Джозефа Бэнкса (Sir
Joseph Banks) (1743-1820) и собственных наблюдений, был принят в Линнеевское
общество Парижа (Societe Linneenne de Paris) и по просьбе профессора цветочной живописи
в Музее естественной истории (Professeur de Peinture de Fleurs au Museum d,Histoire Naturelle) Жерара ван Спендонка (Gerardus van Spaendonck)
(1746-1822) внёс свой вклад в знаменитую анималистическую и ботаническую коллекцию
«Les Vеlins du Roi», основанную герцогом
Гастоном Орлеанским (Gaston de France, dit Gaston d,Orleans) (1608-1660) и
пополняемую ежегодно в течение 150 лет работами таких художников как Николя
Робер (Nicolas Robert)
(1614-1685), Жан-Жубер (Jean Joubert)
(1643-1707), Клод Обрие (Claude Aubriet)
(1665-1742) и Мадлен-Франсуаза Бассепорт (Madeleine-Franсoise Basseporte) (1701-1780). Благодаря протекции Леритье
де Брютеля, Редуте был представлен ко двору Версаля
(Versailles, Yvelines),
получил доступ к растениям садов Малого Трианона (Petit Trianon) и пользовался полным покровительством
Марии-Антуанетты Австрийской (Marie-Antoinette d,Autriche) (1755-1793),
которая присвоила ему титул «Дизайнера и художникa кабинета Королевы» (Dessinateur
et peintre du Cabinet de la Reine), при Революции
не утерял своих позиций и работал в бывших Королевских садах, ставших
национальной собственностью, существует легенда, что Редуте был даже допущен в
камеру королевы в тюрьме Тампль (Prison du Temple), чтобы нарисовать
кактус, цветущий в определённое время года. В 1792
году назначен дизайнером Академии наук (Dessinateur de l,Academie des sciences)
и ежегодно участвовал в выставках Парижского Салона (Salon de Paris),
25 фрюктидора I-го года (11 сентября 1793 года)
выиграл конкурс на продолжение коллекции «Les Vеlins du Roi» и совместно со своим
младшим братом, художником-анималистом Анри-Жозефом Редуте (Henri-Joseph Redoute) (1766-1852) исполнил до 1805
года 123 рисунка, дополненные комментариями швейцарского ботаника
Огюстена-Пирама де Кандоля (Augustin-Pyramus de Candolle) (1778-1841) на
французском языке и латыни. В 1796 году поселился с
семьёй во Дворце Лувра (Palais du Louvre),
в 1799 году принял патронаж Жозефины де Богарне (Josephine de Beauharnais)
(1763-1814) и много работал в саду Дворца
Мальмезон (Сhаteaux de Malmaison), где Жозефина создала парк в английском стиле и установила
теплицы, в которых с помощью ботаника Эме Бонплана (Aimе Bonpland) (1773-1858) выращивала
экзотические растения, черенки и семена которых ей доставляли со всего мира (французские генералы неизменно привозили в подарок
Императрице новые сорта роз, найденные в завоёванных странах и даже, в
исключительном случае, по соглашению между французским и британским
Адмиралтействами была нарушена Континентальная блокада (Blocus continental), чтобы пропустить суда с розами и черенками из садов
Кью, посланные Жозефине Джоном Кеннеди (John Kennedy) (1759-1842), крупным специалистом
по выращиванию роз). Благодаря своему несомненному таланту
Редуте стал одним из любимых художников Жозефины и получил годовую ренту в 18
000 франков, что позволило ему жить с определенным комфортом и купить дом и сад
во Флери-су-Медон (Fleury-sous-Meudon, Ile-de-France),
где он устроил коллекционный розарий, помимо этого, давал уроки цветочной
живописи молодым девушкам знатных фамилий Империи и когда в 1805 году Дворец
Лувра был преобразован в музей, Редуте переехал в Отель Мирабо (Hotel Mirabeau) в доме 6 по улице
Сены (Rue de Seine)
недалеко от Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain des Prеs), где устроил мастерскую для своих
учеников. После того как в 1809 году Жозефина получила развод, Редуте продолжил
работать в Мальмезоне и в её Наваррском поместье (Domaine de Navarre) близ Эвро (Evreux, Eure), исполнив 54 рисунка для работа Бонплана
«Описание редких растений, выращиваемых в Мальмезоне и Наварре,
включая поставки, имевшие место между 1812 и 1817 годами» (Description des Plantes rares cultivеes а Malmaison et а Navarre, dont les livraisons s,еchelonnent entre 1812 et 1817), давал частные уроки новой императрице
Марии-Луизе (Marie-Louise d,Autriche) (1791-1847), с 1817
по 1824 год в сотрудничестве с ботаником Клодом-Антуаном Тори (Claude-Antoine Thory) (1759-1827) работал над проектом «Les Roses», в котором проиллюстрировал максимальное количество
известных сортов роз – эта работа признана шедевром элегантности и ботанической
утончённости. В 1822 году – профессор кафедры
ботанических иллюстраций (La chaire d,illustrations botaniques) при Музее
естественной истории (Musеum d,Histoire Naturelle), с 1824 года давал частные уроки рисования дочерям герцога
Орлеанского (Louis-Philippe de Bourbon, Duc d,Orleans) (1773-1850), а когда последний
9 августа 1830 года взошёл на престол под именем Луи-Филиппа I-го (Louis-Philippe Ier)
назначен «Художником цветов» (Peintre de Fleurs)
королевы Марии-Амелии (Marie-Amelie-Therese de Bourbon) (1782-1866), активно
сотрудничал с Александром Броньяром (Alexandre Brogniart) (1770-1847), директором Севрской
мануфактуры (Manufacture de Sеvres), для которой создал значительное
число флористических мотивов, используемых в керамике, тканях,
вышивках, драпировках, на обоях и веерах. Умер 19 июня 1840 года в
Париже в возрасте 80 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез (Cimetiere du Pere-Lachaise). Редуте признан прямым
наследником традиций фламандских и голландских флористов, таких как Ян Брейгель
(Jan Brueghel) (1768-1825), Рашель
Рюйш (Rachel Ruysch)
(1664-1750), Ян ван Хюйсум (Jan van Huysum)
(1682-1749) и Ян Давид де Хеем (Jan David de Heem)
(1606-1684), он опубликовал более 2 100 акварелей и гравюр с изображением более
1 800 различных видов цветов, в том числе неизвестных ранее. Шевалье Почётного Легиона (1825 год), автор работ: «L,Histoire des plantes Grasses» (1799 год), «Traite des arbres et arbustes que l,on
cultive en France, par Duhamel. Nouvelle edition, avec des figures, d,apres les
dessins de PJ Redoute» (1800-1819 год), «Les Liliacees» (1802-1816 год), «Les Roses» (1817-1824), «Choix des plus
belles fleurs et de quelques branches des plus beaux fruits» (1827 год), «Catalogue de 486 liliacees et de
168 roses peintes par P.J. Redoute» (1829 год) и «Alphabet Flore» (1835 год). С 21 февраля 1789 года был женат на Марие-Марте Гобер (Marie-Marthe Gobert), от которой имел дочерей Марию-Жозефу (Marie-Josephе, dit Josеphine)
(1789- ), Марию-Луизу (Marie-Louise, dit Adelaide Redoute) (1792-1822) и сына Шарля (Charles Redoutе).
Портрет художника, исполненный в 1800 году Луи-Леопольдом Буайи (Louis-Leopold Boilly) (1761-1845), является частью коллекции Дворцa изящных искусств Лилля (Palais
des Beaux-Arts de Lille).
Par Baron Francois Gerard (1770-1837), 1808-1809, Musee royaux des Beaux-Arts de Belgique, Bruxelles |
Auteur inconnu |
Еcole d,illustration botanique dans la Salle Buffon du Jardin des Plantes |
Pierre-Joseph Redoutе et sa fille Marie-Louise, dite Adеlaide dans les jardins du Museum d,Histoire naturelle de Paris, devant la maison de Buffon, 1805 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий