суббота, 26 июля 2025 г.

Готман Андрей Данилович (1790-1865)

Готман Андрей Данилович (1790-1865) – инженер-генерал (20 ноября 1859 года), директор Института Корпуса инженеров путей сообщения (1836-1843 годы). Родился в 1790 году в Санкт-Петербурге, происходил из семьи английского происхождения, с 1808 по 1810 год изучал архитектуру в Санкт-Петербургской Академии художеств, 1 ноября 1810 года в возрасте 20 лет поступил в Институт Корпуса инженеров путей сообщения под руководством генерал-лейтенанта Августина Августиновича Бетанкура (Agustin Jose de Betancourt-y-Molina) (1758-1824), с началом Отечественной войны 1812 года в действующую армию направлены 12 воспитанников, произведённых в подпоручики, в том время как при Институте оставлены лучшие по показателям, такие как будущий подполковник Семён Осипович Пантелеев (1791-1828), будущий инженер-генерал Фёдор Иванович Рерберг (Hermann Friedrich Rоhrberg) (1791-1871), будущий смотритель Таицкого водовода Царскосельского дворцового правления Франц Канабио (1787-1819) и Андрей Готман, назначенный для производства работ по сооружению Каменноостровского моста, открытого для движения 30 августа 1813 года. 23 декабря 1813 года произведён в поручики и оставлен при Институте в качестве профессора рисования и архитектуры, в 1816 году – член «Комитета для строений и гидравлических работ», руководил работами по Обводному каналу и устройством Адмиралтейского бульвара, с 1819 по 1823 год заведовал постройкой здания для Института инженеров путей сообщения, 21 декабря 1820 года – инженер-майор Главного управления путей сообщения, начальник Комиссии для рассмотрения проектов и смет, в 1824 году – инженер-подполковник Гоф-интендантской конторы, разработал проекты канала на Каменном острове и вала, ограждающего от наводнений Елагин остров, в 1826 году – управляющий I-м округом путей сообщения (Приладожские каналы, Волга от Твери до Рыбинска, Вышневолоцкая водная система, связывающая Волгу с Балтийским морем, Московское шоссе). В 1830 году переведён в Одессу, где руководил строительными работами в портах Азовского и Чёрного морей, а также в бессейне Дона, 25 апреля 1832 года – генерал-майор. В 1834 году отозван в Петербург и 7 октября назначен членом Совета Главного управления путей сообщения, возглавлял комиссию по окончанию сооружения судоходного Обводного канала и пуску его в эксплуатацию по всей трассе, во время перепланировки территории у Михайловского замка в 1835-1837 годах участвовал в проектировании и возведении однопролётного каменного арочного моста, названного Нижним Лебяжим, 9 октября 1836 года сменил генерал-лейтенанта Карла Ивановича Потье (Charles-Michel Potier) (1785-1855) в должности директора Института Корпуса инженеров путей сообщения, 17 апреля 1837 года – генерал-лейтенант, совместно с архитекторами Василием Петровичем Стасовым (1769-1848), Александром Павловичем Брюлловым (1798-1877) и Александром Егоровичем Штаубертом (1780-1843) входил в состав комиссии Светлейшего князя Петра Михайловича Волконского (1776-1852), ответственной за восстановление Зимнего дворца после пожара, разработал проект перестройки Матисова моста через реку Пряжку и Синего моста через Мойку, принимал участие в строительстве Каменного канала под Исаакиевской площадью, Аничкова и Николаевского мостов, Дворцовой и Петровской пристаней на Большой Неве, Кронверкского арсенала с мастерскими и зданий Министерства финансов на Дворцовой площади. 15 октября 1843 года приказом главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий генерала от инфантерии графа Петра Андреевича Клейнмихеля (Peter Kleinmichel) (1793-1869) передал полномочия директора Института генерал-майору Валериану Фёдоровичу Энгельгардту (Valerian Johann von Engelhardt) (1798-1856) - из мемуаров «Мои воспоминания. 1820-1870» инженер-генерала барона Андрея Ивановича Дельвига (1813-1887): «Клейнмихель, недовольный слабостью, которую, по его мнению, выказало начальство института, заменил его новым. Из старших начальников были уволены: от должности директора института инженер генерал-лейтенант Готман и от службы помощник его по фронтовой и хозяйственной части генерал-майор Лермантов. Директором был назначен Энгельгардт, произведённый незадолго перед тем в генерал-майоры из полковников какого-то гвардейского полка. Говорят, что Энгельгардт, при всей своей ничтожности и робости, отказывался управлять специальным заведением и говорил Клейнмихелю, что его желания ограничиваются тем, чтобы быть назначенным командиром одного из гвардейских полков или какой-нибудь армейской бригады, но Клейнмихель сказал ему, что он мелет вздор, что нет никакого затруднения управлять институтом, которым управлял же Готман (он последнего при этом случае назвал дураком, чем, конечно, Готман не был), и что место директора этого заведения предпочтительнее мест, которые Энгельгардт надеялся получить. Энгельгардт был человек недальнего ума и без образования, обходился с воспитанниками института грубо, говоря им всем «Ты», вместо общеупотребительного «Вы». Учившись только одной арифметике, он не имел понятия о существовании других математических наук». 1 мая 1853 года жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство и 20 ноября 1859 года награждён чином инженер-генерала. Умер 8 июля 1765 года в Дрездене (Dresden) в возрасте 75 лет. Награждён орденами Владимира 4-й степени (1813 год) и Святой Анны 1-й степени. Был женат на Катарине Станеке (Catharina Stanecke), дочери губернатора Курляндии Эммануила Яковлевича фон Станеке (Emanuel von Stanecke) (1750-1838), от которой имел сына Эммануэля (1826- ). Его младший брат Пётр Данилович Готман (1796-1882), генерал-майор (6 декабря 1843 года), управляющий Киевской строительной комиссией (1844 год). Портрет генерала, исполненный неизвестным автором, является достоянием Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий