Лепелетье де Сен-Фаржо (Louis-Michel Le Peletier de Saint-Fargeau) Луи-Мишель (1760-1793)
– маркиз де Сен-Фаржо (Marquis de Saint-Fargeau), деятель Великой Французской
Революции, старий брат революционера Феликса Лепелетье (Felix Lepeletier)
(1767-1837) и энтомологa Амедея-Луи-Мишеля Лепелетье (Amedee-Louis-Michel
Lepeletier) (1770-1845). Родился 29 мая 1760 года в Париже (Paris, Ile-de-France)
в семье графа Мишеля-Этьенна Лепелетье де Сен-Фаржо (Michel-Etienne Le Peletier de Saint-Fargeau) (1736-1778) и его супруги Луизы-Сюзанны
Лепелетье де Бопре (Louise-Suzanne Le Peletier de Beaupre) (1737-1762), получил
юридическое образование и с 1777 года исполнял обязанности королевского
адвоката тюрьмы Шатле (Аvocat du roi au Prison de Chatelet),
с 1779 года вместе со своим другом детства Эро де Сешелем (Marie-Jean Herault de Sechelles) (1759-1794) состоял советником Парижского
Парламента (Conseiller
au Parlement de Paris), в 1785 году – генеральный
советник (Conseiller general), в 1788 году – президент Парижского Парламента (Prеsident au Parlement de Paris), в том-же году вёл знаменитый
судебный процесс драматурга Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)
(1732-1799) против страсбургского банкира Корнмана (Guillaume Kornmann) (1741-1795), в ходе
которого получил от адвоката Бергаса (Nicolas Bergasse) (1750-1832) прозвище «Друг морали
и законов» (L,ami des moeurs et des lois). 16 мая
1789 года делегирован дворянством Парижа в Генеральные штаты (Etats generaux), где стал горячим
защитником народных прав, в день отмены привилегий дворянства 19 июня 1790 года
ставил на голосование предложение об упразднении титулов и упрощении имён,
после чего стал именоваться Мишелем Лепелетье (Michel Lepeletier), с 21 июня по 5
июля 1790 года исполнял обязанности президента Учредительного собрания (Assemblee constituante). 30 мая 1791
года в качестве докладчика Комитета уголовной юриспруденции (Comite de jurisprudence criminelle)
представил проект Уголовного кодекса (Code penal), в котором предложил отменить смертную казнь и заменить её
одиночным тюремным заключением, но не получил поддерки коллег - 6 октября 1791
года был принят новый Уголовный кодекс (Le Code penal), запрещающий применение
пыток и исключающий преступления, которые осуждались при
Старом режиме (Ancien regime), такие как
святотатство, богохульство, содомия, скотоложство, самоубийство и инцест.
6 сентября 1792 года избран депутатом Конвента (Convention nationale) от департамента Йонна
(Departement de l,Yonne), примыкал к
монтаньярам (montagnards),
9 брюмера I-го года (30
октября 1792 года) произнёс примечательную речь о свободе
печати и в декабре назначен членом Комитета народного просвещения (Comite d,instruction publique), в процессе короля
Людовика XVI-го (Louis XVI) (1754-1793) голосовал за
смертную казнь: «Если бы случилось так, что мы решили судьбу
Людовика в манере, явно противоречащей внутренней совести французского народа,
разве этот народ стал бы мстить Людовику в Тампле? Нет, ибо это безоружное предательство. Восстание было бы легитимным именно против неверных представителей
нации, ибо там измена и власть были бы едины» (S,il arrivait que nous vinssions a prononcer sur le sort de Louis d,une maniere evidemment contraire a la conscience intime du peuple francais, serait-ce contre Louis au Temple, que ce meme peuple devrait exercer sa vengeance?
Non,
car la est la trahison desarmee. Ce serait contre les mandataires infideles de
la nation que l,insurrection deviendrait legitime, parce que la seraient
reunies la trahison et la puissance). Вечером 1 плювиоза I-го года (20 января 1793 года) в
ресторане Пале-Рояля (Palais-Royal) к депутату подошёл
бывший королевский телохранитель де Пари (Philippe-Nicolas-Michel-Marie-Antonin de Paris) и обратился к нему с
вопросом: «Это ты, злодей Лепелетье, который голосовал за смерть короля?» (C,est toi, scelerat de Lepeletier, qui as vote la mort du roi?», Лепелетье ответил «Я
голосовал в соответствие с моей совестью, а что тебе до этого?» (J,ai vote selon ma conscience; et que t,importe?), после чего Пари выхватил
саблю, спрятанную под плащом и нанёс депутату удар в бок со словами «Вот твоя
награда» (Tiens, voila pour ta recompense). Смертельно
раненого Лепелетье немедленно доставили в дом его брата на Вандомской площади (Place Vendome, Paris), где он и умер 2 плювиоза I-го года (21 января 1793
года) в возрасте 32 лет. После смерти был объявлен «Первым мучеником Революции»
(Premier martyr de la Revolution)
и 24 января 1793 года (5 плювиоза I-го года) торжественно похоронен в Пантеоне (Pantheon de Paris) - на
страницах «Moniteur» подробно описана траурная церемония 5 плювиоза: «В десять часов утра его смертное ложе было установлено на
постаменте, где раньше стояла конная статуя Людовика XIV-го на Вандомской
площади, ныне площади Пик. К
постаменту вели две лестницы, на перилах которых стояли два старинных
канделябра. Тело лежало на
кровати, завернутое в окровавленные простыни, а рядом лежала сабля, которой
нанесён смертельный удар. Он
был обнажён до пояса, и его обширная и глубокая рана была видна. Это ложе, эта кровь, эта рана, эти
безжизненные останки были самой срачной и трогательной частью грандиозного
зрелища. Не хватало только
виновника преступления, закованного в цепи и испытывающего моральные муки при
виде триумфа Сен-Фаржо. Как
только Национальный Конвент и все участники процессии собрались на площади,
зазвучала траурная музыка. Она
была, как и почти все, украшающие наши революционные торжества, составлена
гражданином Госсеком. Конвент
расположился вокруг постамента. Гражданин, ответственный за церемонии, вручил председателю
Конвента дубовый венок и цветы; затем председатель, в сопровождении церемониймейстеров Конвента и
национальной музыки, обошёл памятник и поднялся на постамент, чтобы возложить
на голову Лепелетье гражданскую корону. После того, как председатель спустился, процессия двинулась к
Пантеону. По прибытии на
место тело было помещено на подготовленный для него помост. Вокруг собрался Национальный Конвент; музыканты, размещённые на галерее,
исполнили великолепный религиозный хор; затем Феликс Лепелетье произнёс речь, в которой объявил, что его
брат оставил почти законченный труд о национальном образовании, который вскоре
будет опубликован; он
закончил её следующими словами: «Я голосую, как и мой брат, за смерть тиранов». Собравшиеся представители народа приняли
клятву единения в спасении Отечества. Церемонию завершил грандиозный хор, воспевающий Свободу» (A dix
heures du matin, son lit de mort a ete place sur le piedestal ou etait
ci-devant la statue equestre de Louis XIV, place Vendome, aujourd,hui place des
Piques. On montait au piedestal par deux escaliers, sur les rampes desquels
etaient deux candelabres a l,antique. Le corps etait expose sur le lit avec les
draps ensanglantes, et le glaive dont il a ete frappe. Il etait nu jusqu,a la
ceinture, et l,on voyait a decouvert sa large et profonde plaie. Ce lit, ce
sang, cette blessure, ces restes inanimes, etaient la partie lugubre et la plus
attachante de ce grand spectacle. Il n,y manquait que l,auteur du crime charge
de chaines et commencant son supplice par l,aspect du triomphe de
Saint-Fargeau. Des que la Convention nationale et tous les corps qui devaient
former le cortege ont ete rassembles sur la place, une musique lugubre s,est
fait entendre. Elle etait, comme presque toutes celles qui ont embelli nos
fetes revolutionnaires, de la composition du citoyen Gossec. La Convention
etait rangee autour du piedestal. Le citoyen charge des ceremonies a remis au
president de la Convention une couronne de chene et de fleurs; alors le
president, precede des huissiers de la Convention et de la musique nationale, a
fait le tour du monument, et est monte sur le piedestal pour deposer sur la
tete de Lepeletier la couronne civique. Apres la descente du president, le
cortege s,est dirige vers le Pantheon. Arrive au Panthéon, le corps a ete
depose sur l,estrade preparee pour le recevoir. La Convention nationale s,est
rangee autour; la musique, placee dans la tribune, a execute un superbe choeur
religieux; Felix Lepeletier a prononce ensuite un discours, dans lequel il a
annonce que son frere avait laisse un ouvrage presque acheve sur l,education
nationale, et qui sera bientot rendu public; il a fini par ces mots: «Je vote,
comme mon frere, la mort des tyrans». Les representants du peuple, rapproches
du corps, se sont promis union et ont jure le salut de la patrie. Un grand
choeur a la Liberte a termine la ceremonie). В том же
году Жак-Луи
Давид (Jacques-Louis David)
(1748-1825) отобразил смерть Лепелетье на полотне «Les derniers moments de Michel Lepeletier
ou Lepeletier de Saint-Fargeau sur son lit de mort», выставленном в
зале Национального Конвента вплоть до государственного переворота 9 термидора II-го
года (24 июля 1794 года) и падения Робеспьера (Maximilien Robespierre) (1758-1794). С 1780 года был женат на
Аделаиде-Мари-Луизе Жоли де Флери (Adelaide-Marie-Louise Joly de Fleury) (1762-1783), от
которой имел дочь Сюзанну-Луизу (Suzanne-Louise Le Peletier de Saint-Fargeau) (1782-1829). Портрет
маркиза, исполненный в 1793 году живописцем Жаном-Франсуа Гарнерэ (Jean-Francois Garneray) (1755-1837), является достоянием Музея Карнавале в Париже
(Musee Carnavalet, Paris).
Par Henri Grevedon (1776-1860), 1823 |
«Assassinat de Le Peletier de Saint-Fargeau par Pаris, а la cave de Fevrier, restaurateur au 113, Palais Royal, le 20 janvier 1793», par Louis Brion de la Tour (1765-1823) |
«Louis-Michel Le Peletier de Saint-Fargeau sur son lit de mort», par Jacques-Louis David (1748-1825), 1793, Musee Carnavalet, Paris |
Комментариев нет:
Отправить комментарий