вторник, 16 сентября 2025 г.

Пясецкий (Leszek Piasecki) Лешек (1928-1990)

Пясецкий (Leszek Piasecki) Лешек (1928-1990) – польский живописец батальных и жанровых сцен. Родился 7 августа 1928 года в Львове (Lwоw) в семье служащего железной дороги, образование получил в Школе художественной промышленности (Szkola Przemyslu Artystycznego), после чего совершенствовал своё мастерство под руководством живописцев Станислава Батовского (Stanisław Kaczor-Batowski) (1866-1946) и Зигмунта Розвадовского (Zygmunt Rozwadowski) (1870-1950), после второй мировой войны поселился в Катовице (Katowice, Wojewodztwo slaskie) и продолжил образование в Высшей школе искусств (Wyzsza Szkola Artystyczna). В 1951 году поступил в Академию изящных искусств Кракова (Akademia Sztuk Piеknych w Krakowie), где его преподавателями выступали Игнац Пеньковский (Ignacy Pienkowski) (1877-1948), Фридерик Пауч (Fryderyk Pautsch) (1877-1950), Ян Гоплинский (Jan Hoplinski) (1887-1974) и Ежи Федкович (Jerzy Fedkowicz) (1891-1959), здесь же познакомился с Ежи Коссаком (Jerzy Kossak) (1886-1955), у которого брал частные уроки, после окончания обучения возвратился в Верхнюю Силезию (Gоrny Slask). В 1856-1962 годах в качестве иллюстратора регулярно сотрудничал с графическим отделом еженедельника «Panorama» и в ходе празднований Тысячелетия Польского государства (Tysiaclecie Panstwa Polskiego) активно участвовал в организации выставок исторической живописи, в 1974 году эмигрировал в Вену (Wieden), где основал художественную студию и полностью посвятил себя батальному жанру – среди его фундаментальных исторических работ следует отметить диараму «Битва под Веной» (Bitwa pod Wiednem), картины «Вступление короля Яна III-го Собеского в Вену» (Wjazd krola Jana III Sobieskiego do Wiednia), «Командующие войска польского, сражавшегося за Вену, гетманы Станислав Яблоновский и Миколай Сенявский» (Dowodcy wojska polskiego w Odsieczy Wiedenskiej, Hetmany Stanislaw Jablonowski i Mikolaj Sieniawski), «Грюнвальдская битва» (Bitwa pod Grunwaldem), «Битва при Обертыне» (Bitwa pod Obertynem) и другие, коллекцию из 25 картин, исполненную по частному заказу и изображающую польские кавалерийские формирования от Средневековья до современности, а также значительное число охотничьих сцен и изображений лошадей, за которые художник получил прозвище «Венский Коссак» (Kossak z Wiednia). Живопись Пясецкого, точная в деталях, полная энергии и движения, является великолепным образцом польского исторического реализма. Выставлялся в галереях Варшавы (Warszawa), Кракова (Krakоw), Москвы, Одессы и Вены, в феврале 1984 года удостоен премии имени Брата Альберта (Nagroda Brata Alberta) за реставрацию произведений искусства в польском костёле Святого Иосифа (Kosciol Swietego Jozefa) на горе Каленберг (Gora Kahlenberg), в 1985-1986 годах состоял председателем Союза поляков Австрии «Солома» (Zwiаzku Polakоw w Austrii «Strzecha»), писал статьи для журнала «Голос Полонии» (Glos Polonii), сотрудничал с Польским музеем в Рапперсвиле (Muzeum Polskie w Rapperswilu, Szwajcaria), основал Польско-Австрийскую ассоциацию польских художников (Polsko-Austriacki Zwiаzek Polskich Artystоw) и активно участвовал в работе Австро-Польского Общества (Towarzystwo Austro-Polskie), образованного профессором Теодором Каницером (Theodor Kanitzer) (1926- ). Умер в Вене в июле 1990 года в возрасте 62 лет, похоронен на кладбище Герстхоф (Friedhof Gersthof). Был женат на Иоанне Колодзей (Joanna Kolodziej), от которой имел дочерей Дануту (Danuta Piasecka) и Малгоржату (Malgorzata Piasecka).

Bitwa pod Obertynem

Bitwa wojsk Boleslawa Chrobrego

Bitwa

Grunwald

Scena historyczna

Atak kawalerii

Pierwsza potyczka

Szarza 2 Pulku Ulanow w 1809 roku

Ulani 8 Pulku Ksiеstwa Warszawskiego

Epizod z wojen Napoleonskich

Olszynka Grochowska

Ulani na pikiecie

Rekonesans

Konie na pastwisku

Glowa konia arabskiego

Kon i pies w stajni

Комментариев нет:

Отправить комментарий