Бутковский Николай Яковлевич (1782-1848) - военный инженер,
генерал-лейтенант Корпуса инженеров морской строительной части (23 марта 1847
года). Родился в 1782 году в Вятке Вятской губернии в семье отставного офицера,
в 1795 году поступил в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус
Санкт-Петербурга, откуда в 1799 году в возрасте 17 лет выпущен на военную
службу кондуктором 2-го класса Артиллерийской экспедиции, в 1801 году переведён
в Инженерный корпус с причислением к Собственному Его Императорского Величества
Депо карт под управлением инженер-генерал-майора графа Карла Ивановича Оппермана (Karl Ludwig Wilhelm Oppermann) (1766-1831), под руководством генерал-квартирмейстера
графа Петра Корниловича Сухтелена (Jan Pieter van Suchtelen) (1751-1836)
принимал участие в составлении «Подробной
карты Российской империи и близлежащих заграничных владений», за что
награждён золотой табакеркой. С 1804 года состоял при графе Оппермане по
квартирмейстерской части, 6 января 1805 года сопровождал последнего в корпус
генерала от инфантерии графа Бориса Петровича Ласси (Moritz von Lacy)
(1737-1820), предназначенного для совместной с англичанами и неаполитанцами
обороны Неаполя (Naples) от французов, 15 января 1806 года переведён на остров
Корфу (Corfu) и
участвовал в операциях флота адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (1763-1831)
в Адриатическом море, в ноябре 1806 года возвратился в Россию через
Константинополь (Constantinople).
Принимал участие в кампании 1807 года против французов в составе корпуса
генерала Ивана Николаевича Эссена 1-го
(Magnus
Gustav von Essen) (1759-1813),
находился в сражениях 22 января 1807 года при Острове (Ostrоw Wielkopolski) и 3-4 февраля 1807 года при Остроленке (Ostroleka), после заключения Тильзитского
мира и разрыва отношений с Англией участвовал в работа по приведению Кронштадта
в оборонительное положение. В ходе русско-шведской войны 1808-1809 годов
состоял при графе Оппермане при модернизации укреплений Выборга (Viborg),
Нейшлота (Nyslott)
и Тавастгуста (Tavastehus), в
марте 1812 года в чине инженер-капитана сопровождал генерал-лейтенанта графа
Оппермана в Дриссу, затем в Киев, после чего присоединился к действующей армии
у Смоленска. 14 сентября 1812 года был свидетелем вступления французских войск
в Москву, о чём подробно доложил в рапорте на имя дежурного генерала при
главнокомандующем, генерал-лейтенанта Петра Петровича Коновницына (1764-1822)
от 27 сентября 1812 года: «Господин генерал-лейтенант Опперман при отъезде
своем из Смоленска в Санкт-Петербург к Государю Императору приказал мне с
другим своим адъютантом капитаном Александром Григорьевичем Жуковым до
возвращения его с походным его экипажем и канцеляриею отправиться в Вязьму к
господину артиллерии генерал-майору Петру Фёдоровичу Ставицкому (1768-1815),
куда мы, прибыв, и явились к нему без всякого о том особенного отношения; а
получа от него словесное приказание находиться там, когда ж будет какое
движение, то он даст о том особенное повеление, но по скорости или запамятовав,
он при ретираде войск уехал, не дав нам о том знать. Однако ж разведав, куда он
отправился, мы догнали его в Волоколамске и оттуда следовали всегда при нем до
Ситцевой фабрики, в 10-ти верстах от Москвы по Большой Смоленской дороге
находящейся (на расстоянии версты от деревни Фили на левом берегу Москвы-реки),
где во время марша войск были как ими, так и большими обозами разлучены до
того, что никак не могли следовать вместе, и он приказал, чтоб я со всем
экипажем следовал прямо в Москву по проселочной дороге, где только могу
проехать и там остановиться. Что мною и исполнено; а по прибытии в Москву ночью
на 14е сентября остановились в Хамовнической части, в приходе Благовещения
(район между Ростовской набережной и Плющихой), в доме у землемера Новикова. На
другой день утром являлись у господина коменданта генерал-лейтенанта Ивана ХристиановичаГессе 1-го (1757-1816),
требовали фуража, но его не получили, а между тем находящийся при мне
Инженерного департамента курьир послан был отыскивать, где остановился господин
генерал Ставицкой, который в полдень возвратился, не могши его отыскать; а
после обеда капитан Жуков ездил также как на то место, где он обещал
остановиться, так искав его и по другим местам возвратился без успеха. Во время
сих поездок по притчине весьма дурных особливо проселочных дорог и без того уже
старая казенная бричка пришла в весьма большую ветхость, а в последний переезд
заднее колесо почти и совсем развалилось и далее ехать на ней было невозможно,
то я, имея на сие сумму, решился ее исправить или купить другую, но не мог сего
сделать в первый день яко воскресной, и что жители заняты были весьма важным
приказом, отданным о защищении столицы. Между тем встретился с адъютантом
господина генерала Ставицкого, который объявил мне, что генерал имеет
повеление отправиться в Петербург, куда и едет очень скоро, но как я за два дни
до сего получил чрез господина полковника Александра Францевича Мишо (Alexandre Michaud de Beauretour)
(1771-1841) от господина генерал-лейтенанта Оппермана вторичное приказание дабы
мне продолжать находиться с экипажем его при армии, куда и он сам скоро быть
надеется, то я и должен был остаться тут с тем намерением, чтоб искупя новую
повозку, пристать или к инженерному парку или испросить повеление от Вашего
Превосходительства, где б мне быть приказали. На другой день поехал я для
приискания повозки в каретные ряды (в районе улицы Петровки), но нашел их все
запертыми, исключая двух или трех лавок, но и тут за чрезвычайною дороговизною
купить не мог; между тем в сих лавках встретил я господина
инженера-генерал-майора Егора Христиановича Ферстера (Georg von Foerster) (1756-1826) и
Пионерного полка полковника Александра
Ивановича Грессера (Alexander Gresser)
(1772-1822), которые также покупали себе коляску. Искупив только некоторые
необходимые для людей в дороге вещи, возвратился на квартиру, приторговав на
дороге небольшую тележку, которую при нужде хотел взять, для нужных только
вещей, возвратился домой. Не знав тогдашних обстоятельств и не имея ни малейшей
опасности, особливо после встречи с вышеописанными господами, не слышав от них
совсем ничего о близком нахождении неприятеля. Я однако ж приказал
приготовляться к отъезду в тот же самый вечер вслед за войсками, а между тем
взяв нужное число денег, две казенные лошади и курьира Инженерного
департамента, я поехал взять решительно или крытую бричку или сторгованную
телегу при свидетельстве другого адъютанта капитана Жукова. У лавок нашли мы
адъютанта господина генерала Ферстера с генеральским экипажем и еще некоторых
офицеров, от которых узнав, что уже начали проходить последние наши войска:
почему я, взяв телегу, поехал немедленно домой, дабы уложить важнейшие только
дела, протчей ж экипаж оставить и тотчас ехать по рязанской дороге, куда слышал
пошли наши войски. Но подъезжая к Большой улице (Арбат), отделяющую часть, где
мы жительство имели, от противолежащей, услышал я, что неприятель вступил уже в
город. Видев своими глазами множество нашего обоза, и здоровых и раненых, как
рядовых так и офицеров, в городе еще находящихся, и спокойствие обывателей, я
никак не хотел сему поверить и уверился в сем тогда уже только, как
действительно приметил, что французские войски по сей улице маршируют с музыкою
и барабанным боем и некоторые из них, рассыпаясь по другим улицам, отнимали у
встречающихся оружие, вещи и лошадей. Я послал курьира верхом в одну улицу, а
сами поехали в другую, дабы как возможно стараться проехать на другую сторону
Большой улицы, но принуждены были возвратиться на прежнее место, не получив успеха
по притчине марширующего сплошь неприятеля, и видав, как в глазах наших всех
попадающихся грабили и прогоняли назад. Между тем собрались около нас многие по
большей части конные наши офицеры, также о сем не знавшие и едва успевшие
уйтить сами, оставив иные казенные, а иные свое имущества; и мы вместе
пробрались до заставы, где я и ожидал до самых поздних сумерек, дабы с помощию
темноты не могу ли пробраться до места и сделать все возможное для
выпровождения казенных вещей. Но выходящие из столицы различные люди уничтожали
мою надежду и притом видев, как у самой даже заставы начали показываться
неприятели (из коих один и был заколот казаками). Следственно, полагая
предприятие мое бесполезным и даже безрассудным, я поспешил по разным известиям
добраться до Главной квартиры, и донеся о сем Вашему Превосходительству,
покорнейше просить сделать возможное пособие в отыскании находящейся при
экипаже небольшой секретной канцелярии. Все оставленное там состоит в
следующем: сундучок с разными бумагами, зеленая сафьяная трубка с некоторыми
планами, небольшие свертки с неважными бумагами, четыре верховые лошади с
седлами и прибором и семь подъемных; все собственные наши и некоторые
генеральские вещи, одна простая, а другая с верхом ветхая бричка; из людей: два
фурлейта, двое вольных, один денщик и один крепостной человек. По расторопности
сего последняго я очень надеюсь, что ежели не все, то по крайней мере что
нибудь спасено и вывезено по владимирской дороге или по какой-нибудь иной. Имея
честь донести о всем подробно Вашему Превосходительству, покорнейше прошу
приказать нам, что вы в сем случае заблагорассудить изволите. Инженер-капитан
Бутковской». В октябре 1812 года определён в Главную квартиру
генерал-фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813), находился
в сражениях 28 октября 1812 года при Вязьме и 5-6 ноября 1812 года при Красном,
в ходе Заграничных походов 1813-1814 годов участвовал с 19 марта по 4 апреля
1813 года при осаде крепости Торн (Thorn), затем присоединился к 7-му пехотному корпусу графа Ивана
Фёдоровича Паскевича (1782-1856), блокирующему крепость Модлин (Modlin), 19 июля 1813 года
сопровождал графа Оппермана, назначенного начальником штаба Польской армии,
находился в сражениях 26 августа 1813 года при Дрездене (Dresden), 16 октября 1813 года при Вахау
(Wachau) и 16-19
октября 1813 года при Лейпциге (Leipzig),
где получил контузию в левую ногу, участвовал в осадах Магдебурга (Magdebourg) и Гамбурга (Hambourg). После возвращения
в Санкт-Петербург состоял при графе Оппермане в Инженерном корпусе, затем в
Строительном департаменте по морской части, в 1832 году – начальник 1-го
отделения Инженерного департамента, 6 декабря 1836 года – генерал-майор Флота,
7 января 1838 года – генерал-майор Корпуса инженеров морской строительной
части, 23 марта 1847 года – генерал-лейтенант, вице-директор строительного
департамента Морского министерства. Умер в Санкт-Петербурге 31 декабря 1848
года в возрасте 66 лет. Награждён орденами Святого Георгия 4-го класса (16
декабря 1831 года), Святого Владимира 2-й степени, Святой Анны 2-й степени с
алмазными знаками (1813 год), прусским орденом «Pour le Merite» (18 апреля 1793
года), серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года» и золотой
шпагой «За храбрость» (2 мая 1813 года). С 1824 года был женат на Августе
Яковлевне Никоновой (1798-1889), от которой имел шестерых детей: Людмила (1825-
), Яков (1826- ), Евгений (1830- ), Илья (1834-1919), Александра (1839- ) и
Георгий. Портрет офицера, исполненный в 1839 году неизвестным автором,
находится в экспозиции Омского областного музея изобразительных искусств имени
Михаила Александровича Врубеля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий