суббота, 18 октября 2025 г.

Бутковский Николай Яковлевич (1782-1848)

Бутковский Николай Яковлевич (1782-1848) - военный инженер, генерал-лейтенант Корпуса инженеров морской строительной части (23 марта 1847 года). Родился в 1782 году в Вятке Вятской губернии в семье отставного офицера, в 1795 году поступил в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус Санкт-Петербурга, откуда в 1799 году в возрасте 17 лет выпущен на военную службу кондуктором 2-го класса Артиллерийской экспедиции, в 1801 году переведён в Инженерный корпус с причислением к Собственному Его Императорского Величества Депо карт под управлением инженер-генерал-майора графа Карла Ивановича Оппермана (Karl Ludwig Wilhelm Oppermann) (1766-1831), под руководством генерал-квартирмейстера графа Петра Корниловича Сухтелена (Jan Pieter van Suchtelen) (1751-1836) принимал участие в составлении «Подробной карты Российской империи и близлежащих заграничных владений», за что награждён золотой табакеркой. С 1804 года состоял при графе Оппермане по квартирмейстерской части, 6 января 1805 года сопровождал последнего в корпус генерала от инфантерии графа Бориса Петровича Ласси (Moritz von Lacy) (1737-1820), предназначенного для совместной с англичанами и неаполитанцами обороны Неаполя (Naples) от французов, 15 января 1806 года переведён на остров Корфу (Corfu) и участвовал в операциях флота адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (1763-1831) в Адриатическом море, в ноябре 1806 года возвратился в Россию через Константинополь (Constantinople). Принимал участие в кампании 1807 года против французов в составе корпуса генерала Ивана Николаевича Эссена 1-го (Magnus Gustav von Essen) (1759-1813), находился в сражениях 22 января 1807 года при Острове (Ostrоw Wielkopolski) и 3-4 февраля 1807 года при Остроленке (Ostroleka), после заключения Тильзитского мира и разрыва отношений с Англией участвовал в работа по приведению Кронштадта в оборонительное положение. В ходе русско-шведской войны 1808-1809 годов состоял при графе Оппермане при модернизации укреплений Выборга (Viborg), Нейшлота (Nyslott) и Тавастгуста (Tavastehus), в марте 1812 года в чине инженер-капитана сопровождал генерал-лейтенанта графа Оппермана в Дриссу, затем в Киев, после чего присоединился к действующей армии у Смоленска. 14 сентября 1812 года был свидетелем вступления французских войск в Москву, о чём подробно доложил в рапорте на имя дежурного генерала при главнокомандующем, генерал-лейтенанта Петра Петровича Коновницына (1764-1822) от 27 сентября 1812 года: «Господин генерал-лейтенант Опперман при отъезде своем из Смоленска в Санкт-Петербург к Государю Императору приказал мне с другим своим адъютантом капитаном Александром Григорьевичем Жуковым до возвращения его с походным его экипажем и канцеляриею отправиться в Вязьму к господину артиллерии генерал-майору Петру Фёдоровичу Ставицкому (1768-1815), куда мы, прибыв, и явились к нему без всякого о том особенного отношения; а получа от него словесное приказание находиться там, когда ж будет какое движение, то он даст о том особенное повеление, но по скорости или запамятовав, он при ретираде войск уехал, не дав нам о том знать. Однако ж разведав, куда он отправился, мы догнали его в Волоколамске и оттуда следовали всегда при нем до Ситцевой фабрики, в 10-ти верстах от Москвы по Большой Смоленской дороге находящейся (на расстоянии версты от деревни Фили на левом берегу Москвы-реки), где во время марша войск были как ими, так и большими обозами разлучены до того, что никак не могли следовать вместе, и он приказал, чтоб я со всем экипажем следовал прямо в Москву по проселочной дороге, где только могу проехать и там остановиться. Что мною и исполнено; а по прибытии в Москву ночью на 14е сентября остановились в Хамовнической части, в приходе Благовещения (район между Ростовской набережной и Плющихой), в доме у землемера Новикова. На другой день утром являлись у господина коменданта генерал-лейтенанта Ивана ХристиановичаГессе 1-го (1757-1816), требовали фуража, но его не получили, а между тем находящийся при мне Инженерного департамента курьир послан был отыскивать, где остановился господин генерал Ставицкой, который в полдень возвратился, не могши его отыскать; а после обеда капитан Жуков ездил также как на то место, где он обещал остановиться, так искав его и по другим местам возвратился без успеха. Во время сих поездок по притчине весьма дурных особливо проселочных дорог и без того уже старая казенная бричка пришла в весьма большую ветхость, а в последний переезд заднее колесо почти и совсем развалилось и далее ехать на ней было невозможно, то я, имея на сие сумму, решился ее исправить или купить другую, но не мог сего сделать в первый день яко воскресной, и что жители заняты были весьма важным приказом, отданным о защищении столицы. Между тем встретился с адъютантом господина генерала Ставицкого, который объявил мне, что генерал имеет повеление отправиться в Петербург, куда и едет очень скоро, но как я за два дни до сего получил чрез господина полковника Александра Францевича Мишо (Alexandre Michaud de Beauretour) (1771-1841) от господина генерал-лейтенанта Оппермана вторичное приказание дабы мне продолжать находиться с экипажем его при армии, куда и он сам скоро быть надеется, то я и должен был остаться тут с тем намерением, чтоб искупя новую повозку, пристать или к инженерному парку или испросить повеление от Вашего Превосходительства, где б мне быть приказали. На другой день поехал я для приискания повозки в каретные ряды (в районе улицы Петровки), но нашел их все запертыми, исключая двух или трех лавок, но и тут за чрезвычайною дороговизною купить не мог; между тем в сих лавках встретил я господина инженера-генерал-майора Егора Христиановича Ферстера (Georg von Foerster) (1756-1826) и Пионерного полка полковника Александра Ивановича Грессера (Alexander Gresser) (1772-1822), которые также покупали себе коляску. Искупив только некоторые необходимые для людей в дороге вещи, возвратился на квартиру, приторговав на дороге небольшую тележку, которую при нужде хотел взять, для нужных только вещей, возвратился домой. Не знав тогдашних обстоятельств и не имея ни малейшей опасности, особливо после встречи с вышеописанными господами, не слышав от них совсем ничего о близком нахождении неприятеля. Я однако ж приказал приготовляться к отъезду в тот же самый вечер вслед за войсками, а между тем взяв нужное число денег, две казенные лошади и курьира Инженерного департамента, я поехал взять решительно или крытую бричку или сторгованную телегу при свидетельстве другого адъютанта капитана Жукова. У лавок нашли мы адъютанта господина генерала Ферстера с генеральским экипажем и еще некоторых офицеров, от которых узнав, что уже начали проходить последние наши войска: почему я, взяв телегу, поехал немедленно домой, дабы уложить важнейшие только дела, протчей ж экипаж оставить и тотчас ехать по рязанской дороге, куда слышал пошли наши войски. Но подъезжая к Большой улице (Арбат), отделяющую часть, где мы жительство имели, от противолежащей, услышал я, что неприятель вступил уже в город. Видев своими глазами множество нашего обоза, и здоровых и раненых, как рядовых так и офицеров, в городе еще находящихся, и спокойствие обывателей, я никак не хотел сему поверить и уверился в сем тогда уже только, как действительно приметил, что французские войски по сей улице маршируют с музыкою и барабанным боем и некоторые из них, рассыпаясь по другим улицам, отнимали у встречающихся оружие, вещи и лошадей. Я послал курьира верхом в одну улицу, а сами поехали в другую, дабы как возможно стараться проехать на другую сторону Большой улицы, но принуждены были возвратиться на прежнее место, не получив успеха по притчине марширующего сплошь неприятеля, и видав, как в глазах наших всех попадающихся грабили и прогоняли назад. Между тем собрались около нас многие по большей части конные наши офицеры, также о сем не знавшие и едва успевшие уйтить сами, оставив иные казенные, а иные свое имущества; и мы вместе пробрались до заставы, где я и ожидал до самых поздних сумерек, дабы с помощию темноты не могу ли пробраться до места и сделать все возможное для выпровождения казенных вещей. Но выходящие из столицы различные люди уничтожали мою надежду и притом видев, как у самой даже заставы начали показываться неприятели (из коих один и был заколот казаками). Следственно, полагая предприятие мое бесполезным и даже безрассудным, я поспешил по разным известиям добраться до Главной квартиры, и донеся о сем Вашему Превосходительству, покорнейше просить сделать возможное пособие в отыскании находящейся при экипаже небольшой секретной канцелярии. Все оставленное там состоит в следующем: сундучок с разными бумагами, зеленая сафьяная трубка с некоторыми планами, небольшие свертки с неважными бумагами, четыре верховые лошади с седлами и прибором и семь подъемных; все собственные наши и некоторые генеральские вещи, одна простая, а другая с верхом ветхая бричка; из людей: два фурлейта, двое вольных, один денщик и один крепостной человек. По расторопности сего последняго я очень надеюсь, что ежели не все, то по крайней мере что нибудь спасено и вывезено по владимирской дороге или по какой-нибудь иной. Имея честь донести о всем подробно Вашему Превосходительству, покорнейше прошу приказать нам, что вы в сем случае заблагорассудить изволите. Инженер-капитан Бутковской». В октябре 1812 года определён в Главную квартиру генерал-фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813), находился в сражениях 28 октября 1812 года при Вязьме и 5-6 ноября 1812 года при Красном, в ходе Заграничных походов 1813-1814 годов участвовал с 19 марта по 4 апреля 1813 года при осаде крепости Торн (Thorn), затем присоединился к 7-му пехотному корпусу графа Ивана Фёдоровича Паскевича (1782-1856), блокирующему крепость Модлин (Modlin), 19 июля 1813 года сопровождал графа Оппермана, назначенного начальником штаба Польской армии, находился в сражениях 26 августа 1813 года при Дрездене (Dresden), 16 октября 1813 года при Вахау (Wachau) и 16-19 октября 1813 года при Лейпциге (Leipzig), где получил контузию в левую ногу, участвовал в осадах Магдебурга (Magdebourg) и Гамбурга (Hambourg). После возвращения в Санкт-Петербург состоял при графе Оппермане в Инженерном корпусе, затем в Строительном департаменте по морской части, в 1832 году – начальник 1-го отделения Инженерного департамента, 6 декабря 1836 года – генерал-майор Флота, 7 января 1838 года – генерал-майор Корпуса инженеров морской строительной части, 23 марта 1847 года – генерал-лейтенант, вице-директор строительного департамента Морского министерства. Умер в Санкт-Петербурге 31 декабря 1848 года в возрасте 66 лет. Награждён орденами Святого Георгия 4-го класса (16 декабря 1831 года), Святого Владимира 2-й степени, Святой Анны 2-й степени с алмазными знаками (1813 год), прусским орденом «Pour le Merite» (18 апреля 1793 года), серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года» и золотой шпагой «За храбрость» (2 мая 1813 года). С 1824 года был женат на Августе Яковлевне Никоновой (1798-1889), от которой имел шестерых детей: Людмила (1825- ), Яков (1826- ), Евгений (1830- ), Илья (1834-1919), Александра (1839- ) и Георгий. Портрет офицера, исполненный в 1839 году неизвестным автором, находится в экспозиции Омского областного музея изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий