Тонэ (Nicolas-Antoine Taunay) Николя-Антуан
(1755-1830) – барон де Тонэ (Barao de Taunay) (23 ноября 1820 года),
французский живописец академического направления, иллюстратор и педагог.
Родился 10 февраля 1755 года в Париже (Paris, Ile-de-France) в семье художника по эмали
Севрской мануфактуры (Peintre sur email a la manufacture de Sevres) Пьера-Анри
Тонэ (Pierre-Henri Taunay) (1728-1781) и его супруги Марии Лефевр (Marie Le
Fevre) (1735- ), происходил из старинного рода Нормандии (Normandiе), в 1768 году приступил к
изучению живописи под руководством художника жанровых сцен и пейзажиста
Франсуа-Бернара Леписье (Francois-Bernard Lepicie) (1735-1784), затем
шлифовал своё мастерство в мастерской исторического живописца Николя-Ги Брене (Nicolas-Guy Brenet) (1728-1792), где
близко сдружился с Жаном-Луи Демарном (Jean-Louis Demarne) (1752-1829),
Луи-Рене Боке (Louis-Rene Boquet) (1717-1814) и Жаком-Фредериком Шаллем (Jean-Frederic
Schall) (1752-1825), а также совершенствовал технику составления насыщенных
групп в ателье баталиста Франческо Джузеппе Казановы (Francesco Giuseppe
Casanova) (1727-1803), в 1773 году поступил в Школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts) под руководством Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David) (1748-1825) и в 1777
году дебютировал на выставке Молодёжного Салона (Salon des jeunes), заслужив
одобрение публики и критиков, сравнивших его со знаменитым голландским
пейзажистом Николаесом Берхемом (Nicolaes Pieterszoon Berchem) (1622-1683). В
1782 году принял участие в выставке Салона Корреспонданс (Salon de la
Correspondance), где закрепил успех и добился определённой известности, был
дружен с Жаном-Оноре Фрагонаром (Jean-Honore Fragonard)
(1732-1806) и Юбером Робером (Hubert Robert)
(1733-1808), в 1784 году принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры (Academie royale de peinture et de sculpture) и 25 ноября того
же года по протекции министра графа Флао (Charles-Claude Flahaut De La
Billaderie) (1730-1809) прибыл в Рим (Rome), где заполнил вакансию королевского пенсионера Академии
Манчини (Academia do Palаcio Mancini)
вместо Жана-Юга Тараваля (Jean-Hugues Taraval) (1729-1785). В Италии изучал
образцы античного искусства и эпохи Возрождения, посетил Сицилию (Sicile), Неаполь
(Naples),
Флоренцию (Florence), Болонью (Bologne), Пизу (Pise) и Сиену (Sienne), принимал
участие в эстетических дебатах и близко сошёлся с Пьером-Анри де Валансьеном
(Pierre-Henri de Valenciennes) (1750-1819) и Клодом-Жозефом Верне
(Claude-Joseph Vernet) (1714-1789), которые оказали значительное влияние на его творчество, особенно в концепции пейзажа как
реконструкции классической Аркадии. 12 января 1788 года возвратился в Париж с
крепкой репутацией искусного пейзажиста малых форм, с началом Революции
продолжил выставляться в Парижском Салоне (Salon de Paris), но во время Террора (Grand Terreur)
его положение как протеже графа Флао и противника эстетической концепции
«Художника Революции» (Artiste de la Révolution) Жака-Луи Давида
стало опасным и Тонэ счёл благоразумным удалиться с семьёй в Монморанси (Montmorency,
Val-d,Oise, Ile-de-France). При правлении Директории (Directoire exеcutif) избран 24 фримера IV-го года (15 декабря 1795
года) членом Академии изящных искусств (Academie des Beaux Arts), в 1796 году возвратился
в Париж, где присоединился к руководству Французского Института (Institut de
France), в 1797 году удостоен первой премии (Premier prix) в категории жанровой
живописи, на Салоне 1798 года получил вторую премию (Deuxiеme prix) за полотна «Le caractеre courageux et
patriotique des nombreux soldats franсais arrеtеs а Besanсon en 1793» и «L,Exterieur
d,un hopital militaire, dit aussi les Francais en Italie». После государственного переворота 18 брюмера VIII-го года (9 ноября 1799
года) положение Тонэ значительно укрепилось благодаря дружеским отношениям с
Жозефиной де Богарне (Josephine de Beauharnais)
(1763-1814), супругой Первого консула, который покровительствовал живописи как незаменимому инструменту для символического укрепления своей
власти и обеспечил художника заказами на украшение севрского фарфора патриотическими
мотивами, а также на несколько полотен с эпизодами военных кампаний, в том
числе «Le General Bonaparte recoit des prisonniers sur le champ de bataille,
1797», «Le General Junot au combat de Nazareth,
8 avril 1799», «L,Armee francaise descend le mont Saint-Bernard, 20 mai 1800» и другими. На выставке Салона
1812 года представил работы «L,armеe franсaise traverse la Sierra de
Guadarrama, Espagne, dеcembre 1808» и «Attaque a la baionnette du Chateau de
Cossaria le 13 avril 1796», принесшие ему славу масштабного исторического
живописца, в 1813 году – вице-президент Класса изящных искусств Французского
Института (Classe des Beaux-Arts de l,Institut Franсais), в 1814 году –
президент, после второй Реставрации в 1815 году подал прошение об исключении из
Института и принял предложение Иоахима Лебретона (Joachim Lebreton) (1760-1819) присоединиться
к группе французских деятелей искусства, таких как живописец Жан-Батист Дебре (Jean-Baptiste Debret) (1768-1848), младший
брат Николя-Антуана скульптор Огюст-Мари Тонэ (Auguste-Marie Taunay) (1768-1824), гравёр
Шарль-Симон Прадье (Charles-Simon Pradier) (1783-1847) и
архитектор Огюст-Анри-Виктор Гранжан де Монтиньи (Auguste-Henri-Victor Grandjean de Montigny) (1776-1850),
направляющихся в Бразилию (Brеsil) по приглашению принца-регента Дона Жуана, будущего короля
Соединенного Королевства Португалии, Бразилии и Алгарве (Reino Unido de
Portugal, Brasil e Algarves) Жуана VI-го (Joаo VI Maria Josе Francisco Xavier
de Paula Luis Antonio Domingos Rafael) (1767-1826). 25 марта 1816 года французы
прибыли в Рио-де-Жанейро (Rio-de-Janeiro), где 12 августа того же года
основали Королевскую школу наук, искусств и ремесел (Escola Real de Ciencias,
Artes e Oficios), переименованную в 1822 году в Императорскую Академию
художеств (Academia Imperial de Belas Artes),
23 ноября 1820 года Тонэ награждён титулом барона и назначен профессором класса
пейзажной живописи, в 1821 году вследствие разногласий с португальским
живописцем Хосе да Сильва (Henrique Jose da Silva)
(1772-1834) возвратился во Францию, где продолжил усердно работать и участвовал
в выставках Салона с 1822 по 1827 год. Умер 20 марта 1830 года в
Париже в возрасте 75 лет. С 14 января 1788 года был
женат на Марии-Жозефине Рондель (Marie-Josephine Rondel), от которой имел пятерых сыновей: Феликс-Эмиль (Felix-Emile de
Taunay) (1795-1881), Эме-Адриен (Aime-Adrien Taunay)
(1800-1828), Шарль-Огюст (Charles-Auguste
Taunay), Ипполит
(Hyppolite Taunay) и Теодор-Мари (Theodore-Marie Taunay). Гравированный портрет
художника исполнен в 1822 году Жюльеном-Леопольдом Буайи (Julien-Lеopold ou Jules Boilly) (1796-1874).
|
«Portraits
de Jean-Baptiste Isabey et de Nicolas-Antoine Taunay», par Louis-Leopold Boilly
(1761-1845), 1798
|
|
«Scеne rеvolutionnaire, un bivouac des sans-coulottes»,
1790
|
|
«Siege de
Toulon»
|
|
«Heroisme
de l,equipage du «Le Vengeur du Peuple» a la bataille d,Ouessant, le 1er juin
1794», 1795, Musee de l,Histoire de France, Chateau de Versailles
|
|
«Le campement militaire»
|
|
«Le caractеre courageux et patriotique des nombreux soldats franсais arrеtеs а Besanсon en 1793», 1798
|
|
«L,Exterieur d,un hopital militaire, dit aussi les Francais en
Italie», 1798
|
|
«Attaque du
chateau de Cosseria, 13 avril 1796», Chateau de Versailles
|
|
«Le General
Bonaparte recoit des prisonniers sur le champ de bataille, 1797», 1801, Chateau
de Versailles
|
|
«Le General
Junot au combat de Nazareth, 8 avril 1799», Chateau de Versailles
|
|
«L,Armee
francaise descend le mont Saint-Bernard, 20 mai 1800», Chateau de Versailles
|
|
«Napolеon Bonaparte franchit le Сol du Saint Bernard»
|
|
«Napolеon au Fort de Bard»
|
|
«Scene de
marche devant un port»
|
|
«Entree de
l,armee francaise a Munich, 24 octobre 1805», Chateau de Versailles
|
|
«Entree de
la Garde Imperiale a Paris, par la barriere de Pantin, 25 novembre 1807», Chateau
de Versailles
|
|
«Passage
des defiles du Guadarrama, 24 decembre 1808», Chateau de Versailles
|
|
«Sa Majestе l,Imperatrice en voyage recoit un courrier qui
lui apprend la nouvelle d,une victoire», 1808, Chateau de Malmaison
|
|
«Bataille
d,Ebersberg, 3 mai 1809», Chateau de Versailles
|
|
«Sur la
route de Turin»
|
|
Portrait de Taunay par Franсois-Joseph Heim (1787-1865), 1826, Dеpartement des Arts graphiques,
Louvre
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий