понедельник, 25 ноября 2024 г.

Тонэ (Nicolas-Antoine Taunay) Николя-Антуан (1755-1830)

Тонэ (Nicolas-Antoine Taunay) Николя-Антуан (1755-1830) – барон де Тонэ (Barao de Taunay) (23 ноября 1820 года), французский живописец академического направления, иллюстратор и педагог. Родился 10 февраля 1755 года в Париже (Paris, Ile-de-France) в семье художника по эмали Севрской мануфактуры (Peintre sur email a la manufacture de Sevres) Пьера-Анри Тонэ (Pierre-Henri Taunay) (1728-1781) и его супруги Марии Лефевр (Marie Le Fevre) (1735- ), происходил из старинного рода Нормандии (Normandiе), в 1768 году приступил к изучению живописи под руководством художника жанровых сцен и пейзажиста Франсуа-Бернара Леписье (Francois-Bernard Lepicie) (1735-1784), затем шлифовал своё мастерство в мастерской исторического живописца Николя-Ги Брене (Nicolas-Guy Brenet) (1728-1792), где близко сдружился с Жаном-Луи Демарном (Jean-Louis Demarne) (1752-1829), Луи-Рене Боке (Louis-Rene Boquet) (1717-1814) и Жаком-Фредериком Шаллем (Jean-Frederic Schall) (1752-1825), а также совершенствовал технику составления насыщенных групп в ателье баталиста Франческо Джузеппе Казановы (Francesco Giuseppe Casanova) (1727-1803), в 1773 году поступил в Школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts) под руководством Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David) (1748-1825) и в 1777 году дебютировал на выставке Молодёжного Салона (Salon des jeunes), заслужив одобрение публики и критиков, сравнивших его со знаменитым голландским пейзажистом Николаесом Берхемом (Nicolaes Pieterszoon Berchem) (1622-1683). В 1782 году принял участие в выставке Салона Корреспонданс (Salon de la Correspondance), где закрепил успех и добился определённой известности, был дружен с Жаном-Оноре Фрагонаром (Jean-Honore Fragonard) (1732-1806) и Юбером Робером (Hubert Robert) (1733-1808), в 1784 году принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры (Academie royale de peinture et de sculpture) и 25 ноября того же года по протекции министра графа Флао (Charles-Claude Flahaut De La Billaderie) (1730-1809) прибыл в Рим (Rome), где заполнил вакансию королевского пенсионера Академии Манчини (Academia do Palаcio Mancini) вместо Жана-Юга Тараваля (Jean-Hugues Taraval) (1729-1785). В Италии изучал образцы античного искусства и эпохи Возрождения, посетил Сицилию (Sicile), Неаполь (Naples), Флоренцию (Florence), Болонью (Bologne), Пизу (Pise) и Сиену (Sienne), принимал участие в эстетических дебатах и близко сошёлся с Пьером-Анри де Валансьеном (Pierre-Henri de Valenciennes) (1750-1819) и Клодом-Жозефом Верне (Claude-Joseph Vernet) (1714-1789), которые оказали значительное влияние на его творчество, особенно в концепции пейзажа как реконструкции классической Аркадии. 12 января 1788 года возвратился в Париж с крепкой репутацией искусного пейзажиста малых форм, с началом Революции продолжил выставляться в Парижском Салоне (Salon de Paris), но во время Террора (Grand Terreur) его положение как протеже графа Флао и противника эстетической концепции «Художника Революции» (Artiste de la Révolution) Жака-Луи Давида стало опасным и Тонэ счёл благоразумным удалиться с семьёй в Монморанси (Montmorency, Val-d,Oise, Ile-de-France). При правлении Директории (Directoire exеcutif) избран 24 фримера IV-го года (15 декабря 1795 года) членом Академии изящных искусств (Academie des Beaux Arts), в 1796 году возвратился в Париж, где присоединился к руководству Французского Института (Institut de France), в 1797 году удостоен первой премии (Premier prix) в категории жанровой живописи, на Салоне 1798 года получил вторую премию (Deuxiеme prix) за полотна «Le caractеre courageux et patriotique des nombreux soldats franсais arrеtеs а Besanсon en 1793» и «L,Exterieur d,un hopital militaire, dit aussi les Francais en Italie». После государственного переворота 18 брюмера VIII-го года (9 ноября 1799 года) положение Тонэ значительно укрепилось благодаря дружеским отношениям с Жозефиной де Богарне (Josephine de Beauharnais) (1763-1814), супругой Первого консула, который покровительствовал живописи как незаменимому инструменту для символического укрепления своей власти и обеспечил художника заказами на украшение севрского фарфора патриотическими мотивами, а также на несколько полотен с эпизодами военных кампаний, в том числе «Le General Bonaparte recoit des prisonniers sur le champ de bataille, 1797», «Le General Junot au combat de Nazareth, 8 avril 1799», «L,Armee francaise descend le mont Saint-Bernard, 20 mai 1800» и другими. На выставке Салона 1812 года представил работы «L,armеe franсaise traverse la Sierra de Guadarrama, Espagne, dеcembre 1808» и «Attaque a la baionnette du Chateau de Cossaria le 13 avril 1796», принесшие ему славу масштабного исторического живописца, в 1813 году – вице-президент Класса изящных искусств Французского Института (Classe des Beaux-Arts de l,Institut Franсais), в 1814 году – президент, после второй Реставрации в 1815 году подал прошение об исключении из Института и принял предложение Иоахима Лебретона (Joachim Lebreton) (1760-1819) присоединиться к группе французских деятелей искусства, таких как живописец Жан-Батист Дебре (Jean-Baptiste Debret) (1768-1848), младший брат Николя-Антуана скульптор Огюст-Мари Тонэ (Auguste-Marie Taunay) (1768-1824), гравёр Шарль-Симон Прадье (Charles-Simon Pradier) (1783-1847) и архитектор Огюст-Анри-Виктор Гранжан де Монтиньи (Auguste-Henri-Victor Grandjean de Montigny) (1776-1850), направляющихся в Бразилию (Brеsil) по приглашению принца-регента Дона Жуана, будущего короля Соединенного Королевства Португалии, Бразилии и Алгарве (Reino Unido de Portugal, Brasil e Algarves) Жуана VI-го (Joаo VI Maria Josе Francisco Xavier de Paula Luis Antonio Domingos Rafael) (1767-1826). 25 марта 1816 года французы прибыли в Рио-де-Жанейро (Rio-de-Janeiro), где 12 августа того же года основали Королевскую школу наук, искусств и ремесел (Escola Real de Ciencias, Artes e Oficios), переименованную в 1822 году в Императорскую Академию художеств (Academia Imperial de Belas Artes), 23 ноября 1820 года Тонэ награждён титулом барона и назначен профессором класса пейзажной живописи, в 1821 году вследствие разногласий с португальским живописцем Хосе да Сильва (Henrique Jose da Silva) (1772-1834) возвратился во Францию, где продолжил усердно работать и участвовал в выставках Салона с 1822 по 1827 год. Умер 20 марта 1830 года в Париже в возрасте 75 лет. С 14 января 1788 года был женат на Марии-Жозефине Рондель (Marie-Josephine Rondel), от которой имел пятерых сыновей: Феликс-Эмиль (Felix-Emile de Taunay) (1795-1881), Эме-Адриен (Aime-Adrien Taunay) (1800-1828), Шарль-Огюст (Charles-Auguste Taunay), Ипполит (Hyppolite Taunay) и Теодор-Мари (Theodore-Marie Taunay). Гравированный портрет художника исполнен в 1822 году Жюльеном-Леопольдом Буайи (Julien-Lеopold ou Jules Boilly) (1796-1874).

«Portraits de Jean-Baptiste Isabey et de Nicolas-Antoine Taunay», par Louis-Leopold Boilly (1761-1845), 1798

«Scеne rеvolutionnaire, un bivouac des sans-coulottes», 1790

«Siege de Toulon»

«Heroisme de l,equipage du «Le Vengeur du Peuple» a la bataille d,Ouessant, le 1er juin 1794», 1795, Musee de l,Histoire de France, Chateau de Versailles

«Le campement militaire»

«Le caractеre courageux et patriotique des nombreux soldats franсais arrеtеs а Besanсon en 1793», 1798

«L,Exterieur d,un hopital militaire, dit aussi les Francais en Italie», 1798

«Attaque du chateau de Cosseria, 13 avril 1796», Chateau de Versailles

«Le General Bonaparte recoit des prisonniers sur le champ de bataille, 1797», 1801, Chateau de Versailles

«Le General Junot au combat de Nazareth, 8 avril 1799», Chateau de Versailles

«L,Armee francaise descend le mont Saint-Bernard, 20 mai 1800», Chateau de Versailles

«Napolеon Bonaparte franchit le Сol du Saint Bernard»

«Napolеon au Fort de Bard»

«Scene de marche devant un port»

«Entree de l,armee francaise a Munich, 24 octobre 1805», Chateau de Versailles

«Entree de la Garde Imperiale a Paris, par la barriere de Pantin, 25 novembre 1807», Chateau de Versailles

«Passage des defiles du Guadarrama, 24 decembre 1808», Chateau de Versailles

«Sa Majestе  l,Imperatrice en voyage recoit un courrier qui lui apprend la nouvelle d,une victoire», 1808, Chateau de Malmaison

«Bataille d,Ebersberg, 3 mai 1809», Chateau de Versailles

«Sur la route de Turin»

Portrait de Taunay par Franсois-Joseph Heim (1787-1865), 1826, Dеpartement des Arts graphiques, Louvre

Комментариев нет:

Отправить комментарий