Дюбю (Pierre-Louis Dubus, dit Preville) Пьер-Луи, известный
как «Превиль» (1721-1799) – французский актёр, по праву считающийся
величайшим комическим исполнителем XVIII-го века. Родился 19 сентября 1721 года в Париже (Paris, Ile-de-France),
в 1738 году в возрасте 16 лет начал театральную карьеру в составе
провинциальной труппы, в 1743 году в Руане (Rouen, Seine-Infеrieure) его талант был
замечен директором театра Комической Оперы (Le theatre national de
l,Opera-Comique) Жаном Монне (Jean Monnet)
(1703-1785), который пригласил его участвовать в спектаклях, устраиваемых в
Париже по случаю ежегодных ярмарок Сен-Жермена и Сен-Лорана (Foires annuelles
de Saint-Germain et de Saint-Laurent), после окончания
сезона служил в Дижоне (Dijon, Cоte-d,Or),
Страсбурге (Strasbourg, Bas-Rhin), Меце (Metz, Moselle) и в Лионе (Lyon, Rhone), где с 1750 года был директором
местного театра, в 1753 году призван в Париж, чтобы заменить Франсуа-Арну
Пуассона (Francois-Arnould Poisson de Roinville) (1696-1753) и 20
сентября 1753 года дебютировал на сцене Французской Комедии (Comedie-Francaise) в ролях слуги Криспена (valet
Crispin) в пьесе драматурга
Жанa-Франсуа Реньярa (Jean-Francois Regnard) (1655-1709) «Универсальный
наследник» (Le Legataire universel)
и слуги Сен-Жермена (valet Saint-Germain) в комедии Марка-Антуана Леграна (Marc-Antoine Legrand) (1673-1728) «Экстравагантная
семья» (La Famille extravagante).
Его дебют стал открытием театрального сезона – его природный талант, дикция,
взгляд, жестикуляция представляли тип идеального актёра, способного изобразить
самых разных персонажей комедии от камердинеров, вельмож,
финансистов до благородных отцов; в ноябре 1753 года газета «Mercure de France» писала о нём: «Господин Превиль хорошо сложен, у него красивое лицо, молодость,
превосходный ум, замечательная память, большая сценическая непринуждённость и
точность в игре, которая свойственна только ему; у него, пожалуй, больше ловкости, чем живости, и в его физиономии
больше наполненности, чем жизнерадостности» (Monsieur Preville est bien fait,
il a une jolie figure, de la jeunesse, une intelligence superieure, une memoire
admirable, une grande aisance au theatre, beaucoup de precision dans son jeu,
et un jeu qui est entierement a lui; il a peut-etre plus d,agilite que de
vivacite, et plus d,epanouissement dans la physionomie que de fond de gaiete).
Король Людовик XV-й (Louis XVI) (1710-1774), увидевший Превиля
в Фонтенбло (Fontainebleau),
был восхищён его игрой и сказал герцогу де Ришелье (Louis-Francois-Armand
de Vignerot du Plessis, Duc de Richelieu) (1696-1788): «До сих пор я
принимал комедиантов для вас; этого я приберегу для себя» (Jusqu,ici j,ai recu
les comediens pour vous; je recois celui-ci pour moi), с 1769 года гастролировал
по провинциям, несколько раз играл в Брюсселе (Bruxelles), где заслужил фавор принца
Карла-Александра Лотарингского (Charles-Alexandre de Lorraine) (1712-1780),
осыпавшего его милостями и подарками. За свою театральную карьеру (1753-1786
годы) триумфально сыграл на сцене Французской Комедии весь репертуар Мольера (Jean-Baptiste Poquelin, dit Moliere)
(1622-1673), Пьерa де Мариво (Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux)
(1688-1763), Реньяра и Лесажа (Alain-Rene Lesage) (1668-1747), создал, в
общей сложности, более шестидесяти ролей, из которых наиболее известны роли Жеронта
(Geronte) в пьесе Карло Гольдони (Carlo Osvaldo Goldoni) (1707-1793) «Благодетельный
Грубиян» (Le Bourru bienfaisant) (1771 год), Мишо (Michau) в комедии Шарля
Колле (Charles Colle) (1709-1783) «Охота Генриха IV-го» (La Partie de chasse de
Henri IV) (1773 год), Фигаро (Figaro) в «Севильском цирюльнике» (Barbier de
Seville) и Бридуазон (Bridoison)
в «Женитьбе Фигаро» (Le Mariage de Figaro)
Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais) (1732-1799) (1775 год). С 1776
года до своей отставки в 1786 году занимал пост декана Французской Комедии (Doyen de la Comеdie-Franсaise), был
близким другом британского актёра и драматурга Дэвида Гаррика (David Garrick) (1717-1779), который
называл Превиля «Дитя природы» (Enfant de la nature).
После выхода в отставку удалился с женой в Санлис (Senlis,Oise),
но когда в 1791 году труппа Французской Комедии попала в затруднительное
финансовое положение, вернулся на сцену и блестяще играл Господина Журдэна (Monsieur Jourdain) в пьесе Мольера «Le Bourgeois gentilhomme», в то время как
его жена играла Мадам Журдэн (Madame Jourdain), в 1795 году окончательно
покинул столицу и поселился у своей дочери в Бовэ (Beauvais,
Oise), где и умер 27 фримера VIII-го года (18 декабря
1799 года) в возрасте 78 лет. С 1750 года был женат на актрисе Мадлен-Анжелике-Мишель
Друэн (Madeleine-Angelique-Michelle Drouin) (1731-1794), от
которой имел дочь, вышедшую замуж за драматурга и театрального критика Жана-Шарля
Ле Ваше де Шарнуа (Jean-Charles Le Vacher de Charnois) (1749-1792). Автор
воспоминаний, опубликованных Анри-Алексисом Каэсом (Henri-Alexis Cahaisse) (1748-1828) в 1812 году под названием «Memoires de
Preville, membre associe de l,Institut national, professeur de declamation au
Conservatoire et comedien francais». Миниатюрный портрет актёра, исполненный живописцем
Жаном-Батистом Массе (Jean-Baptiste Masse) (1687-1767), является достоянием
музея Метрополитен в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art,
New York).
Комментариев нет:
Отправить комментарий