суббота, 7 декабря 2024 г.

Дюбю (Pierre-Louis Dubus, dit Preville) Пьер-Луи, известный как «Превиль» (1721-1799)

Дюбю (Pierre-Louis Dubus, dit Preville) Пьер-Луи, известный как «Превиль» (1721-1799) – французский актёр, по праву считающийся величайшим комическим исполнителем XVIII-го века. Родился 19 сентября 1721 года в Париже (Paris, Ile-de-France), в 1738 году в возрасте 16 лет начал театральную карьеру в составе провинциальной труппы, в 1743 году в Руане (Rouen, Seine-Infеrieure) его талант был замечен директором театра Комической Оперы (Le theatre national de l,Opera-Comique) Жаном Монне (Jean Monnet) (1703-1785), который пригласил его участвовать в спектаклях, устраиваемых в Париже по случаю ежегодных ярмарок Сен-Жермена и Сен-Лорана (Foires annuelles de Saint-Germain et de Saint-Laurent), после окончания сезона служил в Дижоне (Dijon, Cоte-d,Or), Страсбурге (Strasbourg, Bas-Rhin), Меце (Metz, Moselle) и в Лионе (Lyon, Rhone), где с 1750 года был директором местного театра, в 1753 году призван в Париж, чтобы заменить Франсуа-Арну Пуассона (Francois-Arnould Poisson de Roinville) (1696-1753) и 20 сентября 1753 года дебютировал на сцене Французской Комедии (Comedie-Francaise) в ролях слуги Криспена (valet Crispin) в пьесе драматурга Жанa-Франсуа Реньярa (Jean-Francois Regnard) (1655-1709) «Универсальный наследник» (Le Legataire universel) и слуги Сен-Жермена (valet Saint-Germain) в комедии Марка-Антуана Леграна (Marc-Antoine Legrand) (1673-1728) «Экстравагантная семья» (La Famille extravagante). Его дебют стал открытием театрального сезона – его природный талант, дикция, взгляд, жестикуляция представляли тип идеального актёра, способного изобразить самых разных персонажей комедии от камердинеров, вельмож, финансистов до благородных отцов; в ноябре 1753 года газета «Mercure de France» писала о нём: «Господин Превиль хорошо сложен, у него красивое лицо, молодость, превосходный ум, замечательная память, большая сценическая непринуждённость и точность в игре, которая свойственна только ему; у него, пожалуй, больше ловкости, чем живости, и в его физиономии больше наполненности, чем жизнерадостности» (Monsieur Preville est bien fait, il a une jolie figure, de la jeunesse, une intelligence superieure, une memoire admirable, une grande aisance au theatre, beaucoup de precision dans son jeu, et un jeu qui est entierement a lui; il a peut-etre plus d,agilite que de vivacite, et plus d,epanouissement dans la physionomie que de fond de gaiete). Король Людовик XV-й (Louis XVI) (1710-1774), увидевший Превиля в Фонтенбло (Fontainebleau), был восхищён его игрой и сказал герцогу де Ришелье (Louis-Francois-Armand de Vignerot du Plessis, Duc de Richelieu) (1696-1788): «До сих пор я принимал комедиантов для вас; этого я приберегу для себя» (Jusqu,ici j,ai recu les comediens pour vous; je recois celui-ci pour moi), с 1769 года гастролировал по провинциям, несколько раз играл в Брюсселе (Bruxelles), где заслужил фавор принца Карла-Александра Лотарингского (Charles-Alexandre de Lorraine) (1712-1780), осыпавшего его милостями и подарками. За свою театральную карьеру (1753-1786 годы) триумфально сыграл на сцене Французской Комедии весь репертуар Мольера (Jean-Baptiste Poquelin, dit Moliere) (1622-1673), Пьерa де Мариво (Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux) (1688-1763), Реньяра и Лесажа (Alain-Rene Lesage) (1668-1747), создал, в общей сложности, более шестидесяти ролей, из которых наиболее известны роли Жеронта (Geronte) в пьесе Карло Гольдони (Carlo Osvaldo Goldoni) (1707-1793) «Благодетельный Грубиян» (Le Bourru bienfaisant) (1771 год), Мишо (Michau) в комедии Шарля Колле (Charles Colle) (1709-1783) «Охота Генриха IV-го» (La Partie de chasse de Henri IV) (1773 год), Фигаро (Figaro) в «Севильском цирюльнике» (Barbier de Seville) и Бридуазон (Bridoison) в «Женитьбе Фигаро» (Le Mariage de Figaro) Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais) (1732-1799) (1775 год). С 1776 года до своей отставки в 1786 году занимал пост декана Французской Комедии (Doyen de la Comеdie-Franсaise), был близким другом британского актёра и драматурга Дэвида Гаррика (David Garrick) (1717-1779), который называл Превиля «Дитя природы» (Enfant de la nature). После выхода в отставку удалился с женой в Санлис (Senlis,Oise), но когда в 1791 году труппа Французской Комедии попала в затруднительное финансовое положение, вернулся на сцену и блестяще играл Господина Журдэна (Monsieur Jourdain) в пьесе Мольера «Le Bourgeois gentilhomme», в то время как его жена играла Мадам Журдэн (Madame Jourdain), в 1795 году окончательно покинул столицу и поселился у своей дочери  в Бовэ (Beauvais, Oise), где и умер 27 фримера VIII-го года (18 декабря 1799 года) в возрасте 78 лет. С 1750 года был женат на актрисе Мадлен-Анжелике-Мишель Друэн (Madeleine-Angelique-Michelle Drouin) (1731-1794), от которой имел дочь, вышедшую замуж за драматурга и театрального критика Жана-Шарля Ле Ваше де Шарнуа (Jean-Charles Le Vacher de Charnois) (1749-1792). Автор воспоминаний, опубликованных Анри-Алексисом Каэсом (Henri-Alexis Cahaisse) (1748-1828) в 1812 году под названием «Memoires de Preville, membre associe de l,Institut national, professeur de declamation au Conservatoire et comedien francais». Миниатюрный портрет актёра, исполненный живописцем Жаном-Батистом Массе (Jean-Baptiste Masse) (1687-1767), является достоянием музея Метрополитен в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art, New York).

Par Jean-Cesar Fenouil (1716-1774), 1751, Musee des beaux-arts de Marseille

Par Elisabeth-Louise Vigee Le Brun (1755-1842), 1776, Musеe de la Comеdie-Francaise, Paris

Par Pierre-Michel Alix (1762-1817)

Madame Preville, par Frederic-Desire Hillemacher (1811-1886)

Комментариев нет:

Отправить комментарий