вторник, 8 апреля 2025 г.

Лесёр (Jacques-Philippe Lesueur) Жак-Филипп (1757-1830)

Лесёр (Jacques-Philippe Lesueur) Жак-Филипп (1757-1830) – французский скульптор неоклассического направления. Родился 24 марта 1757 года в Париже в семье Клода-Филиппа Лесёра (Claude-Philippe Lesueur) и его супруги Франсуазы Дюфо (Francoise Dufeu), художественное образование получил под руководством скульптора Франсуа-Жозефа Дюре (Francois-Joseph Duret) (1729-1816), в 1778 году по поручению аркитектора Николя-Клода Жирардена (Nicolas-Claude Girardin) (1749-1786) создал проект гробницы Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau) (1712-1778) на острове Тополей в Эрменонвиле (Ile des Peupliers a Ermenonville), в 1779 году награждён медалью 2-го класса (Medaille de 2e classe) за барельеф «Потоп» (Le Dеluge), в 1780 году за барельеф «Давид входит в шатер спящего Саула» (David entrant dans la tente de Saul endormi) награждён Римской премией (Prix de Rome) и с 1781 по 1785 год изучал античное искусство в Италии. После возвращения во Францию открыл мастерскую в замке Шантильи (Chateau de Chantilly, Oise), где увлёкся созданием камей (camees) и по поручению финансиста Николя Божона (Nicolas Beaujon) (1718-1786) работал над мраморной группой «Трёх граций» (Trois Graces) для часов королевского часовщика (Horloger du Roy a Paris) Жана-Андре Лепота (Jean-Andre Lepaute) (1720-1789), в 1791 году дебютировал на выставке Парижского Салона (Salon de Paris) с барельефом «Весталка, приговорённая к погребению» (Vestale condamnee a etre ensevelie). Во время Революции состоял членом муниципальной администрации 5-го округа столицы (Administration municipale du Ve arrondissement), в 1792 году исполнил барельеф «Народное образование» (L,instruction publique) для Парижского Пантеона (Pantheon de Paris), в 1794 году - барельеф «Свобода» (La Liberte) для здания Арсенала (Batiment de l,Arsenal), в 1795 году представил в Салоне скульптурную группу «Три женские головы, символизирующие Человечность, Справедливость и Истину» (Trois tetes de femmes symbolisant l,Humanite, la Justice et la Verite), а в 1800 году – проект мавзолея Марии-Элизабет Жоли, актрисы Французского театра (Mausolee de Marie-Elisabeth Joly, actrice du Theatre Francais). В 1810 году создал барельефы «Пресбургский мир» (La Paix de Presbourg), «Наполеон I-й в императорской мантии, увенчанный Победой» (Napoleon 1er revetu des habits imperiaux, couronne par la Victoire) и «Коронация Императора» (Le couronnement de l,Empereur) для Триумфальной арки площади Карусель (Arc de Triomphe du Carrousel), в 1814 году – барельеф «Аполлон награждает науку и искусства» (Apollon  recompensant la Science et les Arts) для фасада Дворца Лувра (Palais du Louvre). Автор бюстов композитора и шахматиста Филидора (Francois-Andre Danican Philidor) (1726-1795) для фасада здания Парижской Оперы (Opеra de Paris), генерала Дюгоммье (Jacques-Francois-Christophe Coquille, dit Dugommier) (1738-1794) и адмирала Плевиля ле Пелли (Rene-Georges Pleville le Pelley) (1726-1805) для Люксембургского дворца (Palais du Luxembourg) и статуи адмирала де Сюффрена (Pierre-Andre Bailli de Suffren) (1729-1788) для моста Людовика XVI-го (Pont Louis XVI, Paris). Умер в Париже 4 декабря 1830 года в возрасте 73 лет. Шевалье Почётного Легиона (28 октября 1828 года), член Французского Института (Institut de France) (1816 год) и Королевской Академии изящных искусств (Academie Royale des Beaux-Arts). Графический портрет скульптора, исполненный в 1783 году Жаном-Гюставом Таравалем (Jean-Gustave Taraval (1765-1784), находится в собрании Музея Лувра (Dеpartement des Arts graphiques, Musee du Louvre).

Par Francois-Joseph Heim (1787-1865), Musee du Louvre

Par Julien-Lеopold Boilly (1796-1874)

Maquette pour le tombeau de Jean-Jacques Rousseau, 1780

Trois Grаces

La Libertе, allеgorie d,еpoque rеvolutionnaire

Bas-relief reprеsentant la mort du gеnеral Desaix, 1800

La Paix de Presbourg, Bas-relief, Arc de Triomphe du Carrousel

Dessin du fronton placе dans le Palais du Louvre, partie Nord de la cour, 1812

Monument au Bailli de Suffren

Комментариев нет:

Отправить комментарий