Лесёр (Jean-Francois Lesueur) Жан-Франсуа (1760-1837) – французский композитор. Родился 15 февраля 1760 года в деревнe
Плессиель (Hameau du Plessiel, Drucat, Somme) в семье фермера, в 1767 году в
возрасте 7 лет принят певчим (enfant de choeur) в церковный хор коллегиальной
церкви Сен-Вульфран в Аббевиле (Eglise collegiale Saint-Vulfran a Abbeville, Somme), где обучился
исполнять высокие партии (partie aigue) вместе с
профессиональным мужским хором, заслужил репутацию одарённого ученика с
великолепным голосом и в 1770 году был представлен каноническому капитулу
собора Амьена (Chapitre canonial de la cathedrale d,Amiens, Picardie), где получил
углублённое вокальное и музыкальное образование, а также знание латыни, с
октября 1776 года по июль 1777 года продолжил обучение в Амьенском колледже
(College d,Amiens), где обогатился знаниями о театральном искусстве и балете. В
1778 году - магистр музыки (Maitre de musique)
и хормейстер собора в Се (Maitre de chapelle de la cathedrale de Sees,
Normandie), в том же
году совершенствовал своё мастерство под руководством аббата Николя Розе (Nicolas
Roze) (1745-1819), магистра музыки церкви Святых Невинных Младенцев (Maitre de musique de l,Eglise des
Saints-Innocents) в Париже, в 1779 году – магистр музыки кафедрального собора
Дижона (Cathedrale de Dijon), в 1782 году исполнял ту же должность с соборе
Манса (Cathedrale du Mans), а с 1783 года – в соборе Святого Мартена в Туре (Cathedrale
Saint-Martin de Tours (1783), в 1786 году после конкурсного экзамена принят на
должность хормейстерa (Maitre de chapelle) собора Нотр-Дам (Cathedrale
Notre-Dame de Paris). 15 августа 1786 года на праздник Успения Пресвятой
Богородицы (Fete de l,Assomption) впервые с большим успехом использовал в мессе
большой оркестр (orchestre important), повторил этот опыт на Пасху (Pаques),
Троицу (Pentecоte) и Рождество (Noеl), чем привлёк такое число слушателей, что
Собор Парижской Богоматери вскоре стали называть «оперой для нищих» (opеra des
gueux). Его новаторство вызвало оживлённую полемику в церковном и музыкальном
мире, на что Лесёр в 1787 году ответил брошюрой «Представление подражательной и
особой музыки для каждого торжества» (Exposе d,une musique imitative et
particuliеre а chaque solennitе), в том же году капитул сократил музыкальный
бюджет, Лесёр вынужден был отказаться от больших оркестровых месс, вышел в
отставку и отправился в Лондон (Londres), где занимался музыкальным
сочинительством. В 1790 году возвратился в Париж и 28 плювиоза I-го года (16
февраля 1793 года) дебютировал на сцене Театра Фейдо (Le Thеаtre Feydeau) с лирической
драмой «La Caverne» с либретто Поля Дерси (Alphonse-Francois-Paul Palat-Dercy)
( -1803) по мотивам плутовского романа «История Жиля Блаза де Сантильяна»
(L,Histoire de Gil Blas de Santillane) Алэна-Рене Лесажа (Alain-Renе Lesage)
(1668-1747), 1 фримера II-го года (21 ноября 1793 года) назначен профессором Школы Национальной гвардии
(Professeur de l,Ecole de la Garde nationale), в 1795 году - член Комиссии по
обучению (Commission des еtudes) и инспектор Парижской Консерватории
(Inspecteur au Conservatoire de Paris), совместно с Меюлем (Еtienne-Nicolas
Mеhul) (1763-1817), Лангле (Honorе Langlе) (1741-1807), Госсеком
(Franсois-Joseph Gossec) (1734-1829) и Кателем (Charles-Simon Catel)
(1773-1830) принимал участие в публикации учебника «Принципы элементарной
музыки и Сольфеджио для изучения в Консерватории» (Principes еlеmentaires de la
Musique et des Solfеges du Conservatoire). В 1801 году опубликовал брошюру «Проект генерального плана музыкального образования во Франции»
(Projet d,un plan general de l,instruction musice en France),
со страниц которой резко критиковал Консерваторию и методы её директора Меюля,
вследствие чего 1 вандемьера XI-го года (23 сентября 1802 года) получил отставку. В 1804 году
заменил Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello)
(1740-1816) на посту хормейстера капеллы Тюильри (Maitre de la chapelle des
Tuileries), 21 мессидора XII-го года (10 июля 1804 года) представил на сцене
Императорской Академии музыки (Acadеmie Imperiale de musique) оперу в 5
действиях «Ossian ou Les Bardes» c либретто Поля Дерси и Жака-Мари Дешана
(Jacques-Marie Deschamps) (1750-1826), ставшую любимой оперой Императора, а для
церемонии коронации Наполеона I-го
11 фримера XIII-го года (2 декабря 1804 года) сочинил Триумфальный марш (Marche
triomphale). При Реставрации назначен композитором придворной капеллы и
капельмейстером Оперы (Compositeur de la chapelle de la cour et chef
d,orchestre de l,Opera), с 1 января 1818 года руководил классом композиции в
Консерватории (Classe de composition au Conservatoire), где в числе его
учеников были Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) (1803-1869), Амбруаз Тома (Ambroise Thomas) (1811-1896),
Луи-Дезире Безоцци (Louis-Desire Besozzi) (1814-1879), Антуан-Франсуа
Мармонтель (Antoine-Francois Marmontel) (1816-1898), Шарль Гуно (Charles
Gounod) (1818-1893) и Доминик-Франсуа-Ксавье Буассeло
(Dominique-Francois-Xavier Boisselot) (1811-1893). В 1825 году написал музыку
для коронации Карла X-го
(Charles X)
(1757-1836) в кафедральном соборе Реймса (Cathedrale de Reims). Умер 6 октября
1837 года в Париже в возрасте 77 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез (Cimetiеre du Pеre-Lachaisе). Шевалье Почётного Легиона (1 августа 1804 года), Шевалье Святого Людовика и Святого Михаила (Ordre de Saint-Michel), член Академии
изящных искусств (Academie des beaux-arts) (1813 год), автор опер «Paul et
Virginie ou Le Triomphe de la vertu» (1794 год), «Telemaque dans l,Ile de
Calypso ou Le Triomphe de la sagesse» (1796 год), «Оssian ou Les Bardes» (1804
год) и «Alexandre a Babylone» (1814 год), интермедии «L,Inauguration du Temple
de la Victoire» (1807 год), трагедий «Le Triomphe de Trajan» (1807 год) и «La
Mort d,Adam et son apotheose» (1809 год), а также трёх месс для хора и
оркестра, ораторий, кантат и около двадцати революционных гимнов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий